Итак, откатные состояния не покидают сознание и тело человека до тех пор, пока он не устремлен наладить определение необходимого и достаточного, а вместе с ним процесс возобновления всего в себе и своей жизни. Другими словами, пока не станет постоянно воссоздавать представление о главном для себя и своей жизни. Ведь только опора на главное позволяет учитывать жизненный процесс в целом, значит, учитывать все потребности.
Стремление решить свои жизненные проблемы в одной направленности, затем в другой, третьей и так далее является условием для возобновления управляющего действия системы инстинктов. Человек теряет представление о главном и сразу входит в состояние неудовлетворенности своих потребностей и интересов, ожидание невозможность удовлетворить всю их полноту. Его начинают мучить мысли о том, что ему всегда не будет хватать самого необходимого для продолжения жизни.
Эти мысли создают в его сознании ситуацию, идентичную поведению животного в среде дикой природы, где сытость наступает совсем ненадолго, а все остальное время животное ощущает себя в какой-то мере не удовлетворенным. Постоянная неудовлетворенность рождает страх за жизнь, в связи с сомнениями в возможности обеспечить себя необходимым для продления жизни в будущем. Этот страх образует в животном избыток, который требуется для выживания в постоянном противоборстве с неблагоприятными условиями среды жизни, в погоне за добычей.
Человек уже давно не выживает. Для него этот избыток является помехой, снижающей возможности понимать себя, происходящее в окружающей жизни, в своей жизненной ситуации. Кроме того, избыток не позволяет видеть направленность главного, жизненных интересов в будущем, необходимое и достаточное для их реализации. Рождаемые избытком генерации и напряжения, отнимая внимание и жизненную активность, перевозбуждая психику, зашлаковывают организм, снижают возможности разума. Затрудняют процесс осознания представлений о будущем, смысле жизни для себя в нем, потому что вместо ответов приносят неопределенность. А не разрешаемая какое-то время неопределенность становится неразрешимой и действиями системы инстинктов вызывает ожидание вреда и ущерба.
Не думая о смысле жизни в будущем, человек не способен сориентироваться относительно главного для себя и направленности жизненных интересов. Ему сложно понять необходимое для себя в будущем, увидеть его полноту и достаточность. В итоге круг замыкается. Не способность думать рождает избыток, избыток рождает неопределенность. Неопределенность рождает генерации, которые создают еще большую неопределенность.
Поэтому одной из основных задач на пути разумной реорганизации сознания и жизни является переориентация представлений «о лучшем для себя» от устремления иметь наивысший из доступных уровень избыточности к его снижению. Снизить уровень избыточности волевым решением нельзя. В меру того, насколько жизненный процесс еще не организован, человек не сможет никаким другим путем инициировать себя к активности, кроме генераций страха. Надо учитывать, что генерации избытка повышаются и понижаются пропорционально общей неорганизованности или организованности жизни. Ничего плохого в этом нет, это вполне естественно.
Начинать снижать уровень избытка надо с познания, учиться понимать себя и свое устройство, обретать опыт контроля реализации внутренних функций. Постоянно стремиться выводить себя из состояния неопределенности условий, в которых реализуются взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также неопределенности действий, необходимых для реализации перспективы жизни, учитывающей всю полноту потребностей и интересов в будущем.
Не надо пугать себя боязнью не удовлетворить свои потребности и интересы в будущем, сначала надо устремиться понять их полноту. При этом учитывать не только потребительские интересы, а обязательно учитывать интересы разума.
Человек боится приступить к пониманию себя, боится узнать всю полноту своих потребностей и интересов. Он привык ориентироваться на вкус, одни занятия ему нравятся, чтобы заниматься чем-то другим приходится себя заставлять. Если все интересы окажутся на виду, он не уверен, что захочет равномерно распределить между ними свое внимание. Боится увлечься чем-то одним и забыть обо всем остальном, например, уйти в загул или сосредоточиться только на развлечениях, и совсем не захотеть быть полезным, тем более системно.
Этого не произойдет, если он устремится к осознанию реальной полноты своих потребностей. Устремляя себя быть системно и реально полезным, почувствует основную потребность разума – в познании окружающего мира, жизни и самого человека. Инициируемый разумом интерес к познанию позволяет урегулировать все остальные потребности и интересы.
Воссоздание представления о главном не дает оставить без внимания ни одну составляющую, какой бы незначительной они ни была.
В ответ на сомнения и недоверие системы инстинктов относительно возможности выжить, если не создавать запасов и избытков, необходимо в процессе переосознания в противовес среде дикой природы создавать реальную картину современной жизни. Необходимо напоминать себе, что в современном мире, где человек имеет возможность сытно питаться, не подвергаться большим физическим перегрузкам, очень трудно стать дистрофиком, обрести опасное для жизни и здоровья состояние. Поэтому вопрос о выживании уже не стоит настолько остро, как это было несколько десятилетий назад.
Понимая это, а также суть и структуру «откатных» состояний и ощущений, можно преодолеть барьер, поставленный животной управляющей системой на пути снижения уровня избыточной энергонасыщенности.
Таким образом, систему инстинктов нельзя оставлять один на один с привычными установками. Необходимо проговаривать аргументы в пользу управляющего действия системы разума, а по завершении дня обязательно образовывать чувство удовлетворенности произведенным, созданным, понятым, осознанным. Всем тем, что можно предложить системе инстинктов в качестве обретенной «добычи», чтобы не оставалось ощущение напрасных трат энергии.