Итак, даже в мире, где люди не голодают, в сознании каждого человека проявлена базовая идея системы инстинктов о том, что на всех всего не хватит. Это происходит в меру неопределенности относительно необходимого для продолжения жизни. А также в меру не устремленности к обретению этого необходимого в согласии с окружающими и окружающим за счет применения своих индивидуальных возможностей в полезных действиях для людей и общества.
Конечно, разумом человек пытается в какой-то мере сдерживать свою устремленность организовывать жизнь и взаимоотношения с окружающим миром путем отделения «своего» и себя. Но это плохо получается, потому что он только уверяет себя в том, что не создает дистанцию между тем, что ему нужно («своим») и окружающими миром. На самом деле приходится заставлять себя соединять свои возможности, жизненную ситуацию с другими людьми и происходящим вовне.
При этом каждый человек считает, что он-то как раз нацелен на соединение себя с окружающими и окружающим. К сожалению, это ощущение обманчиво. Для проверки степени проявленности управляющего действия животной системы каждый может представить, что у него есть абсолютно все необходимое для жизни, всего хватает, и при этом попытаться ощутить удобную и естественную для себя меру дистанции до окружающих людей и происходящего вовне. Протяженность пространства, на которое хотелось бы отодвинуть от себя все происходящее вовне вместе с людьми, свидетельствует о проявленности животного мировоззрения и его управляющего действия. Это инстинкт и от него никуда не деться.
Степень проявленности животной идеологии легко проверять также устремленностью, сохранять, беречь «свое» от окружающих. Устремленность оберегать «свое» прямо противоположна разумной устремленности наилучшим образом использовать имеющееся в полезных действиях для окружающих и окружающего. Конечно, при использовании в полезных действиях в большей мере речь идет о возможностях разума. Если в качеств «своего» у человека есть только недвижимость и материальные ценности, вряд ли он захочет делиться ими с окружающими, использовать их в совместных действиях. Даже если и захочет, то не сможет. В качестве компенсации ему потребуется что-то не менее ценное, ведь система инстинктов позволит воссоздать чувство удовлетворенности только, если человек не теряет, а обретает что-то полезное для жизни. Поэтому в сознании будет постоянно «включен счетчик».
До тех пор пока человек не ведет разумных преобразований, то есть не передает управляющее действие от системы инстинктов к системе разума, животная идея о том, что на всех всего не хватит, в его сознании проявлена активно. Ее просто нечем заместить. Поэтому обмен материальными ценностями, физической помощью, то есть тем, что система инстинктов причисляет к разряду «своего», всегда сопровождается неосознанным использованием животного мировоззрения.
Устремляя себя быть системно и реально полезным, человек развивает индивидуальные возможности разума, ту составляющую, которая существенно отличает его от животного. Люди обмениваются своими разумными возможностями, но на уровне советов, и не придают этому существенного значения. Применяемые системно индивидуальные возможности не ограничиваются советами, они направлены на изменение жизни, как самого человека, так и окружающих его людей. Но людям трудно оценить суть индивидуальных возможностей разума, они привыкли к тому, что это всего лишь духовная надстройка над жизнью.
Задача человека сделать свои возможности не только полезными, но и востребованными. Найти свою направленность можно только в диалоге с партнерами. Если человек ждет проявления индивидуальных возможностей, успех не придет. Он будет периодически их применять, будет делать ошибки и расстраиваться, что ничего не получается. В разумных преобразованиях ничего не надо ждать. Ведь они заключаются не в том, чтобы разрушать одно и создавать другое, а только в совершенствовании того, что уже имеется.
Человек устремляет себя выстроить свою жизнь соответственно общим законам развития цивилизации и окружающего мира. Он всегда жил возобновлением, но необходимость прерываться на отдых заставляла делать запасы, копить избытки. При разумном способе объем запасов сводится к функциональному минимуму, человек успевает освобождаться от ненужного и удовлетворять свои потребности раньше, чем они успевают возникать.
Чтобы уйти от потребности в запасах, надо уйти от потребности отдыхать. Тело должно отдыхать. Но согласно животному мировоззрению отдыхать, это еще и ни о чем не думать. Если животное будет думать о предстоящей охоте, его энергия израсходуется в виде тепла. Поэтому оно должно дремать и экономить силы. Человек обладает абстрактным мышлением и не может заставить себя ни о чем не думать. Поэтому на отдыхе он придумывает себе всевозможные занятия, но при этом ощущает нарастающее беспокойство по поводу оставленных без внимания дел. В том случае когда он включает отдых в число составляющих, обеспечивающих продление жизни, ничто не мешает ему продолжать разумные преобразования на отдыхе или в любом другом месте, где он может переосознавать свои представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Что позволяет не отвлекаться от процесса мышления и все свое внимание направлять на развитие линии главного за счет проявления в полезных действиях индивидуальных возможностей разума.
Таким образом, развивая индивидуальные возможности разума, человек сразу решает несколько задач. Становится полезным, востребованным и интересным для окружающих. Перестает отделять «свое», так как оно совершенствуется только в контакте с другими людьми. Ощущает снижение уровня базовой животной идеи о том, что на всех не хватит. Определенный в объеме необходимого и достаточного человек изменяет свою жизнь, делая ее экономичной, во взаимодействии с другими людьми. Индивидуальные возможности разума уже не воспринимаются только надстройкой над жизнью. Наоборот, их проявленность определяет уровень возобновления. Он лучше понимает людей, их потребности и интересы, а самое главное, лучше понимает себя.