Ощущение нехватки сил пугает и заставляет придумывать массу причин, чтобы оставаться в состоянии ожидания непредвиденных событий, в ответ на которые придется проявить активность. В этом проявляется первичная реакция системы инстинктов. Далее человек либо подчиняется и нацеливает себя на ожидание и последующее решение проблем силовым путем, либо передает управляющее действие системе разума и инициирует устремленность решать проблемы в еще не организованных направлениях жизни более глубоким пониманием сути происходящего.
Но в первую очередь находит внутреннее согласие с тем, что уровень энергонасыщенности и физических сил в его организме снизился и будет снижаться с годами. Без реального согласия со своим ослаблением никакие активные шаги не приведут к успеху. Система инстинктов будет постоянно возрождать сомнения в способности так организовать ситуацию, чтобы не чувствовать себя ущербным и неполноценным, слабым по сравнению с окружающим миром и людьми в нем.
Согласие со снижением уровня энергонасыщенности позволяет человеку не сравнивать себя и свои возможности с возможностями других людей. Устремленный быть системно и реально полезным он развивает индивидуальные возможности разума, применение которых позволяет удовлетворить инициируемую животной системой потребность «быть не хуже, а даже лучше других людей». Он действительно не хуже, потому что обладает возможностями, которых у других людей нет. В связи с этим, всегда найдет свою нишу для их применения.
Итак, человек выбирает между волевыми действиями и разумными организацию в данных взаимоотношениях удовлетворяющего уровня взаимодействий. Что достигается поиском взаимопонимания, согласия и общих интересов. Именно общие интересы позволяют найти согласие, изменить свои взгляды и принять мнение партнера, то есть договориться.
Необходимо учитывать, что нельзя оценить качество происходящего внутри себя, не зная, какими действиями, в каких условиях в будущем придется вести процесс жизневозобновления, что для этого потребуется. Другими словами, не имея представления о полноте и достаточности необходимого в будущем, человек не знает, к чему себя готовить, поэтому никогда не сумеет почувствовать себя внутренне свободным и способным пребывать в естественных для себя состояниях в будущем.
Причем, мало лишь ощущать, что функции реализуются в пределах норм, что он способен поддерживать в своем видении представление о будущем, что сейчас не умрет от функциональной недостаточности в организме.
Инстинкт самосохранения должен получать от человека сигнал о том, что завтра он сможет спокойно пребывать во внешней сфере жизни, в нормальном внутреннем состоянии реализовывать необходимые для продления жизни действия. Временной интервал интересов системы инстинктов ограничивается тремя месяцами, сезоном. Поэтому человек должен постоянно поддерживать в сознании представление о том, что способен себя обеспечить в течение последующих трех месяцев.
Определенность в необходимом и достаточном и возможность обеспечить себя в этом объеме позволяют человеку систематически успокаивать систему инстинктов настолько, чтобы она не отвлекалась от реализации внутренних функций в организме.
Чем выше уровень неопределенности относительно необходимого и достаточного для продления жизни, тем выше уровень неопределенности относительно самих действий и условий их реализации. Тем меньше человек определен относительно доступности того, что может потребоваться для ведения жизни путем ее продления.
Но, даже определившись в этих вопросах, человек чувствует неосознанно поддерживаемое состояние «ожидания негативных непредвиденных событий», а также настороженность и сверхчувствительность в комплексе с генерациями и напряжениями животных программ собранности и готовности к противоборству. Что связывается с потребностью иметь гарантию возможности сохранения внутреннего и жизненного порядков. Он хочет быть уверен в том, что его ослабленные силовые возможности позволят преодолеть трудности и сделать доступным все необходимое. Кроме того, хочет иметь гарантию того, что непредвиденные события не приведут к деформации его внутреннее состояние, что он не надорвет организм.
Человек стремится оставить определенный запас сил на тот случай, если не успеет вовремя разобраться с непредвиденным. Он надеется хотя бы временно воспользоваться силой, если придется противостоять нарастающей нестабильности и неравновесности.
Стремлением иметь силовые гарантии человек неосознанно приводит себя в состояние собранности и готовности ко всему, обретая животное ощущение возможности сохранить целостность внутреннего и жизненного порядков от деформаций непредвиденным. Это уже знакомое состояние, по которому человек напряжениями собранности и готовности ко всему определяет запас своих возможностей, не меньше, чем в молодости.
Казалось бы, эту базирующуюся на силовых состояниях потребность, гарантированно сохранять порядок в себе и в жизни, не обойти.
На самом деле подобную гарантию дает использование возможностей разума, когда человек познает основы строения мира, жизни и самого человека глубже, нежели необходимо только для организации своих действий в настоящем и ближайшем будущем. За счет углубления своих знаний, переосознавая прошлое, происходящее и будущее, он обретает представление о направленности изменений в перспективе по каждому взаимодействию, каждой жизненной связи. Эта перспектива должна превышать временной интервал равный трем месяцам, то есть уходить за временной интервал животной системы.
Если человек не стремится использовать знания о жизни и более дальновидные представления о направленностях изменений во всех ее сферах, животная управляющая система оценивает эти действия, как бесполезные, как напрасную трату внимания и сил. Ведь человек обозначил, что у него есть необходимое и достаточное для продления жизни. Значит, по мнению системы инстинктов, надо этот запас экономить. Она станет инициировать программу экономии жизненной активности при реализации действий по углублению познаний, расширению представлений о будущем. Что сделает утомительными размышления на эти темы, и человек потеряет к ним интерес.