Итак, чтобы гарантированно защитить себя от генераций страха ошибки, необходимо понять и стремиться соблюдать определенные условия.
Во-первых, не торопиться с принятием решения до того момента, как рассматриваемая ситуация станет понятной, сформируется однозначное представление о сути происходящего в ней.
Мало просто констатировать факт размолвки или обиды, и считать ситуацию понятной. В этом случае диалога не получится. Необходимо, воссоздав модель жизненного процесса в целом, понять причину ее возникновения, почему партнер видит «лучшим для себя» отстаивать свою позицию и обижается. Что его заставляет сохранять свои взгляды неизменными.
Когда приходит понимание, пропадает желание спорить и доказывать партнеру ошибочность его взглядов, образуется потребность обсудить представления о жизни и о лучшем для себя. В этом и состоит однозначность видения ситуации. То есть возникает возможность продолжения диалога и уходит внутренняя напряженность вместе с боязнью обидеть партнера неловким замечанием. В процессе построения взаимоотношений торопиться некуда. Целью ведения изменений к лучшему всегда является возможность продолжения диалога, возможность разговаривать и искать общие интересы. То есть создавать более благоприятные условия для жизни в будущем.
Во-вторых, не стремиться обрести по результатам своих полезных действий все возможное, в максимальном объеме. Когда человек устремлен быть системно и реально полезным, его интересует сам процесс, так как в первую очередь он оказывается полезным для себя. Он постоянно повышает уровень внутренней свободы, а это способствует проявлению более совершенных возможностей разума. Что гарантирует интерес партнера к его возможностям и к взаимодействию в будущем.
Кто получает больше пользы от взаимодействия сказать нельзя, потому что пользой является сам процесс взаимодействия. Все, что превышает объем необходимого и достаточного для ведения жизни путем возобновления, отягощает, так как отвлекает время, силы и внимание на уход, сохранение и защиту.
Поэтому надо брать ровно столько, сколько сегодня требуется для обеспечения нужд своей жизни. Оставшееся придет в будущем, и тогда им можно будет лучше распорядиться, более четко представляя свои интересы и потребности.
Системе инстинктов нужен «отчет» о затратах энергии, поэтому по итогам любого действия надо создавать чувство удовлетворенности его результатами, обязательно отмечать, полученную для себя пользу. Причем, эта польза должна иметь конкретное выражение, с кем и насколько стало глубже взаимопонимание и согласие. Отговорка типа «я сегодня повысил уровень внутренний свободы» системе инстинктов ни о чем не говорит. Если человек назавтра ее повторил, система инстинктов образует режим экономии. По ее мнению, незачем тратить энергию на то, что уже было сделано вчера и ничего нового в ответ не обретено, это необратимые затраты.
В-третьих, не доказывать совершенство, законченность своих знаний и возможностей. Восприятием совершенства и законченности человек приводит себя в позицию сохранения. Это не позволяет корректировать свои взгляды и тормозит движение к лучшему. В дальнейшем ему приходится придерживаться первоначального видения, даже если выясняется, что оно оказалось устаревшим.
Отсутствие возможности корректировать направленность и способ реализации текущего действия, получая дополнительную информацию по ходу его развития, не создает чувства удовлетворения содеянным. Например, человек наметил тему, но в процессе разговора с партнером выяснилось, что тот не готов принять подготовленные доводы. Если он намеревается все-таки втолковать партнеру свою позицию, ничего хорошего не выйдет. Партнер замкнется, обидится и его интерес к полезным действиям человека снизится.
Высокая оценка может быть получена только в том случае, когда партнер видит, что по ходу действий человек, глубже разбираясь в сути их проблем, корректирует свои доводы. Другими словами, берет тайм-аут, чтобы подумать и разобраться в происходящем глубже. На потребность перенести дальнейший разговор партнер не обидится, наоборот, поймет, что его проблема действительно важна для них обоих. Человек не испытывает страха ошибки, так как знает, что именно неспешное изучение вопроса позволит разрешить его наиболее оптимально.
Вообще негативное отношение, боязнь ошибок, неточностей, определяется тем смыслом, который человек закладывает в основу своего наблюдения. В том случае когда он поддерживает представление о главном для себя и своей жизни, устремлен осознавать происходящее и существующее, чтобы найти возможность изменений к лучшему, его не пугает наблюдаемое несовершенство. Он понимает, что окружающий мир в целом постоянно изменяется к лучшему. Если видеть его неизменяемым, застопорившимся, то отдельные составляющие могут вызывать чувство неудовлетворенности. Наблюдая окружающее с позиции его постоянного движения, становится понятно, что текущая картина пройдет и больше никогда не повторится. Все стремится занять наиболее экономичное положение. И это процесс бесконечный.
Если человек осознает существующее и происходящее в жизни, не имея устремленности к лучшему в себе самом, то, видя несовершенство произведенного, всегда ищет оправдание в том, что мир неправильно устроен, люди несовершенны, неудачно сложились обстоятельства. Либо сетует на неудачную наследственность. Человек обрекает себя на негативное отношение ко всему вокруг, и ожидание такого же отношения со стороны внешней среды жизни.
Не нацеленный на изменения к лучшему, устремленный к сохранению, он делает ошибки и ожидает, что будет их делать всегда. Ведь он рассчитал, что назавтра все должно быть таким, какое оно сегодня, но все изменилось. Созданное им не соответствует ситуации, как не подходит замку ключ, который сделан неумелыми руками.