В истоке устремленности иметь со стороны окружающих людей позитивную оценку своих совершенств и правильности ведения своей жизни лежит потребность члена стаи быть признанным, иметь право на место у «общей туши». Признанное животное чувствует себя независимым от других членов стаи, так как допущено к туше и может не драться с соплеменниками за кусок. Признание права присутствовать при дележе добычи позволяет ощущать независимость от будущего, так как ему в таком случае не грозит голод.
В межчеловеческих отношениях признание окружающими личности человека, по сути дела, реализует те же животные потребности. На первый взгляд в рабочем коллективе никто ничего не делит, ведь каждый имеет свои функциональные обязанности и получает за их выполнение зарплату. Но неосознанно человек привычно стремится к признанию своего совершенства, одобрению своего образа мыслей и образа жизни. Хочет добиться того, чтобы его выделяли, как личность, способную на правильные поступки. По сути дела, чтобы учитывали его присутствие при дележе будущей добычи.
Если искать еще какие-либо причины, по которым человек стремится учитывать оценку со стороны, мнение окружающих о себе, то вряд ли удастся их найти. Никаких других преимуществ от признания своего совершенства, правильности образа своей жизни люди в межчеловеческих отношениях не получают.
Если человек не ощущает себя реально полезным и востребованным, инстинкт инициирует его искать свой способ признания. Он стремится создать материальный достаток или занять высокий пост, чтобы привлекать внимание и одобрение окружающих. Но единственное преимущество, которым человек может в данном случае пользоваться, состоит в том, что с ним общаются, как с выделяющейся из толпы личностью. Срабатывает животное устремление, дружить с вожаком. Близость к вожаку дает надежду на то, что удастся получить право присутствовать при дележе добычи.
Необходимо учитывать, что чаще всего человек стремится к признанию не для непосредственного получения дополнительного куска, а лишь для того чтобы его видели в группе приближенных к вожаку, выделившихся, заметных.
Ощущая себя таковым, он под действием установок животной управляющей системы обретает ощущение независимости от происходящего, окружающих и будущего. Что позволяет противостоять страху неопределенности относительно будущего. Человек достигает состояния внутренней равновесности, стабильности, то есть порядка во внутреннем мире. Создаваемый страхом перед будущим хаос сменяется некоторой определенностью.
Ничего другого признание со стороны человеку не дает. Но для получения и возобновления признания в сознании окружающих ему приходится постоянно пребывать в избыточных силовых состояниях, проявлять волевые качества и ощущать «лучшим для себя» наивысший уровень избыточности и возбуждения. А в жизни стремиться быть похожим на других, иметь и делать все, что другие, но чуть лучше.
Так путем потребления всего, что есть у других, человек создает запас, включающий впечатления, познания, материальные накопления и т. д. Многое из накопленного ему не нужно и никогда не пригодится. Но дает самоуспокоение, помогает противостоять генерациям страха, возникающим из-за незнания, что понадобится для продолжения жизни в будущем и за счет чего его можно будет сделать доступным.
Признание окружающих, выделенность в среде узкого круга знакомых, с которыми человек не связан взаимозависимыми отношениями, ничего кроме самоуспокоения не дает. Именно самоуспокоения, потому что никаких гарантий продолжения взаимоотношений в будущем нет. Скорее всего, каждый не раз убеждался в том, что рядом кто-то есть, пока все в порядке. Как только теряется положение «центрового», вокруг образуется вакуум. За редким исключением бывает по-другому.
Устремленность через признание в коллективе, видеть себя выдающейся личностью, создает в сознании человека чувство независимости от тех самых людей, которые признают его совершенство. Между ними существует дистанция, образованная барьером сдерживания активности и общим неприятием ко всему вовне. В связи с этим, в каждом общении человеку приходится преодолевать барьер сдерживания активности, в частности потребности думать о других, о происходящем вообще и о себе в том числе.
На уровне рефлекторных связей состояние независимости опирается на программы «готовности к выташниванию» и неприятие. Имитируя пересыщенность, переполненность и неприятие для ощущения независимости от происходящего и будущего, человек создает в своем сознании и организме систему напряжений и генераций, сдерживающих возможность думать о будущем, проецировать направленность своих жизненных интересов и потребностей в перспективе, обретать представление о необходимом.
Это означает, что он теряет способность заблаговременно создавать нужные условия в жизни. Пребывая в избыточных состояниях, в предельной напряженности, ощущая себя независимыми от будущего, быстро уставая от попыток думать о нем, лишает себя возможности пользоваться тем новым, что образуется в процессе развития цивилизации. К тому времени, когда это новое проявляется в жизни, ощущает себя внутренне не готовыми пользоваться им, наталкивается на неготовность структуры своей жизнедеятельности и взаимосвязей.
Таким образом, стремясь к независимости от будущего, человек оказывается «защищенными» от возможности изменять к лучшему себя и свою жизнь, опираться на новые возможности, создающиеся в цивилизации. Обрекает себя на независимость от них, а также на независимость от возможности, совершенствуя свои взаимоотношения окружающими, использовать их в будущем для изменения к лучшему порядка своей жизни.