Инстинкт самосохранения вида инициирует членов стаи сравнивать себя друг с другом, чтобы вид не деградировал. Человек по своей природе животное стайное, поэтому тоже обязательно сравнивает себя с другими. Примерно к 33 годам он должен завершить реализацию предусмотренных для своего развития соответствующих программ на всех уровнях жизни и деятельности так, чтобы стать способным самостоятельно вести свою жизнь. Это является первопричиной потребности накопления всего, что имеют и используют в своей жизни другие люди.
В том случае когда уровень генераций страха не насыщенности превышает уровень страха перед злонаправленной средой жизни, у человека хватает сил преодолеть барьер сдерживания и проявлять волевые качества по отношению к внешней среде. При этом инстинкт самосохранения вида заставляет стремиться за грань доступного. Запас готовности к ведению жизни в будущем по оценкам системы инстинктов состоит в том, чтобы пробовать новое, полезное, набирать опыт своих возможностей и возможностей своей жизни. Человек не задумывается, насколько ему действительно необходимо то, что он пытается обрести, главное это погасить высокий уровень неудовлетворенности. Система инстинктов оценивает его, как постоянно истощающегося. А истощающийся должен есть все подряд, не выбирая. В связи с чем, в сознании молодого человека образуются состояния ненасытности, вседозволенности и безнаказанности. Действуя с опорой на эти агрессивные состояния, он отслеживает разного рода стечения обстоятельств, чтобы брать за гранью доступного все, что только можно. Думать о том, что ему конкретно понадобится некогда, надо брать все подряд, даже если потом это принесет вред и ущерб.
Необходимо учитывать, что не все люди обладают таким уровнем энергонасыщенности, чтобы на равных бороться за первенство в стае, быть не хуже. В том случае когда уровень генераций страха не насыщенности ниже страха перед злонаправленной средой жизни, человек ощущает недостаток внутренних ресурсов на обретение чего-либо за границей доступного. В его сознании действиями системы инстинктов проявляется ощущение надвигающейся беды, ожидание не насыщенности, остывания, приближения окончания жизни от истощения. Уровень режима «экономии энергии и сдерживания активности» в нем настолько высок, что не хватает сил на преодолении барьера сдерживания.
Он боится покинуть нору и выйти в злонаправленную среду жизни, где может не хватить сил для погони за добычей, а также для того, чтобы убежать от крупного хищника. Система инстинктов заставляет дожидаться более благоприятных условий, усиливая действие режима «экономии энергии и сдерживания активности».
Таким образом, боязнь оказаться слабее, не лучше, а может быть хуже других людей заставляет человека замкнуться в себе. Он боится выйти на улицу, боится общения, чужих взглядов. Потребность сравнивать себя с другими является причиной ощущения своего несовершенства, когда он понимает, что многое из используемого людьми по той или иной причине для него недостижимо. Кажется, что люди об этом догадываются, осуждают. Отчего становится еще тяжелее. Для того чтобы соответствовать общепринятому в общении порядку, он поддерживает напряжения собранности, готовности к борьбе и другие волевые качества. Только борется не с окружающими, а со своими комплексами, с неспособностью быть таким, как все.
Итак, волевые качества являются проявлением устремленности к сравнению. Следовательно, для их расслабления в первую очередь необходимо заместить животный способ сравнения разумным способом взаимодействия. Отказаться от сравнения нельзя, так как оно является базовой потребностью инстинкта самосохранения вида. Люди смотрели и будут смотреть друг на друга. Но делать это они могут по-разному. Инстинкт заставляет каждого подтягиваться, чтобы быть не хуже.
В процессе развития индивидуальных возможностей разума человек сам заинтересован в том, чтобы не только в его жизни, но и в жизни окружающих происходили изменения к лучшему. Ведь совершенствование индивидуальных возможностей разума происходит исключительно во взаимодействии с окружающими. Поэтому сравнение он замещает устремленностью быть системно и реально полезным.
Устремить себя быть полезным, когда жизнь заполнена заботами о накопленных запасах и обидой на недоступность многого, сложно. Не хватит внимания для того, чтобы создать в своем видении полноценную модель жизни во всей ее полноте. Поэтому сначала надо освободиться от явно лишнего ненужного, мешающего, отнимающего время и внимание. Конечно, человек боится, что вместе со снижением уровня неприятия, используемого для отстранения от себя плохого, негодного, вредного, он почувствует состояние отчаяния, в связи с тем, что мысленному взору откроется все многообразие окружающего, и он увидит необходимое, но не доступное.
Этого не произойдет, потому что освобождение себя от лишнего позволяет обрести нужную для проявления индивидуальных возможностей разума дееспособность информационной системы. Появляется резерв времени, внимания и средств для реализации функций познания, для приведения в порядок мировоззрения, для организации системного процесса переосознания прошлого, происходящего и будущего. В дальнейшем на базе конструктивного мировоззрения происходит постоянное уточнение того, каким путем достигается главное, формируется направленность жизненных интересов, объем необходимого и достаточного.
После того как существующее в жизни оптимизировано, можно приступать к его изменению к лучшему.
Таким образом, «лучшим» на первом этапе преобразований является сокращение объема имеющегося в себе и в жизни. За счет высвобождения внутренних ресурсов человек способен создать условия для возрождения своих разумных возможностей и использования их для восстановления своей способности видеть и понимать лучшее для себя в будущем. Действия по приведению в порядок структуры разума и информационных систем не требуют практически никаких затрат, кроме затрат времени и внимания. Поэтому ожидать состояния отчаяния по поводу того, что проявится нечто недоступное, но крайне необходимое для полноты достаточности, нет смысла.