Состояние ожидания – базовое состояние для животного, так как определяет его дальнейшие действия. Без крайней необходимости животное не покинет нору и не отправится на охоту. Лишь откровенный голод заставит его подвергнуть свою жизнь реальной опасности, выйти в злонаправленную среду жизни.
Человек руководствуется этой же командой системы инстинктов, дожидается крайней необходимости для инициативной активности. Разница состоит в том, что эта активность является не физической, а информационной. Физически человек постоянно активен, он ежедневно покидает дом и идет на работу, так устроены условия его жизни. Поэтому команду на ожидание крайней необходимости для инициативной активности переносит на активность информационную.
Ожидание крайней необходимости для инициативной активности заключается для человека в том, что он запрещает себе думать обо всем, что может нарушить установленный порядок его жизни. Пока в жизни все складывается, есть достаток и здоровье, стремится ничего в нем не менять. Страх перед злонаправленной средой жизни в этот период сильней страха не насыщенности, поэтому действиями системы инициируется потребность продолжать ожидание.
В состоянии ожидания человека по жизни ведут обстоятельства. Эти обстоятельства не всегда бывают ему понятными и приемлемыми. Он хоть и подчиняется происходящему, но ощущает внутренний протест. Другими словами, чаще делает не то, что ему хочется, о чем мечтает, а то, что надо. При этом он уверен, что наоборот, является хозяином своей жизни, чувствует себя независимым, способным преодолеть обстоятельства и удовлетворить все свои потребности.
Одновременно человек ощущает неудовлетворенность своей жизнью, сетуя на судьбу, чувствует себя подневольным, вынужденным соблюдать общепринятые правила и порядки, ожидающим того, что судьба преподнесет дальше.
К разумным преобразованиям у него особое отношение. С одной стороны, видит в них явную пользу, с другой стороны, воспринимает, как неестественный для себя образ жизни, как потребность ограничивать свою жизнь. С давлением судьбы и обстоятельств он за годы жизни свыкся, но подчинять себя, как ему кажется, «дополнительным ограничениям» не согласен ни за что.
Пребывая в состоянии ожидания, человек в первую очередь не приемлет понятие «необходимого и достаточного для продолжения жизни». Устремленный установками системы инстинктов к большему и к достижению наивысшего уровня качества он ощущает внутренний протест против любого ограничения, даже обоснованного. Ведь максимально большой объем запаса является залогом безопасности, возможности пребывать в укромном месте.
Необходимо учитывать, что запасом для человека является абсолютно все, что поддерживает его жизненный порядок. Состояние здоровья, наличие достаточного с его точки зрения уровня энергии и физических сил, это запас, обеспечивающий тепло в организме. Пополнение своих познаний, впечатлений, ощущений, в разных областях – это запас. Животное, изучающее среду обитания, имеет больше шансов выжить. Человек надеется использовать их в трудный период, в крайнем случае поделиться с другими людьми, «обменять» в будущем на что-то полезное.
Незыблемость созданного и обретенного запаса является гарантией продолжения жизни. Причем, уровень здоровья определяется как и все остальное, с позиции животной системы. Главное, это не чувствовать болей или неприятных ощущений, даже если они есть. В стремлении терпеть боль до последнего тоже проявляется состояние ожидания крайней необходимости для инициативной активности.
Таким образом, пока объем и качество запасов позволяют человеку пребывать в состоянии ожидания, в его сознании страх перед злонаправленностью внешней среды жизни преобладает над страхом не насыщенности. В связи с чем, остро проявлено общее неприятие ко всему вовне. Не потому что человек не любит людей или окружающий мир, а потому что ему надо доказывать себе отсутствие потребностей в чем-либо. Иначе нарушается внутреннее равновесие.
Любое общение будь оно с людьми посторонними или близкими, обязательно происходит посредством преодоления мощного барьера сдерживания энергии. Ведь энергия, это основная составляющая запаса.
В том случае когда жизненные обстоятельства нарушают целостность запаса, уровень страха не насыщенности становится гораздо выше страха перед злонаправленной средой жизни. Система инстинктов инициирует необходимость выйти из состояния покоя, спокойствия и отдыха. Человеку ничего не остается как проявить инициативу и попытаться восстановить запас. Чаще всего он не находит в себе достаточно сил для этого, ведь со временем происходит естественное снижение уровня энергонасыщенности. И только если человек окончательно понимает, что восстановить запас, в том числе здоровья, не под силу, энергию страха не насыщенности направляет на разумные преобразования. Наконец-то, он решается на реализацию изменений к лучшему, на ведение собственной жизни путем возобновления. Можно сказать, что чувство безысходности, образуемое страхом невозможности восстановить в прежнем виде запас, толкает человека на поиски менее энергозатратного способа ведения жизни. Он соглашается ограничить круг своей жизни, так как в этот момент становится способным понять, что ограничение нисколько не обедняет его жизнь, оно не имеет ничего общего с ограничением среды обитания. Ограничение требуется лишь для того, чтобы не запутаться, а провести реорганизацию именно того, что является составляющими жизни, а не числиться ими.
Итак, первые шаги по пути разумных преобразований человек делает под влиянием страха не насыщенности. В дальнейшем он находит естественную замену состоянию ожидания в устремленности быть системно и реально полезным. Устремленный быть полезным человек не ждет, когда обстоятельства его заставят что-то делать, а нацеливает себя на реализацию задачи «продления жизни». Он хорошо понимает, что в этом случае в первую очередь оказывается полезным себе и своей жизни. У него появляется постоянный ориентир для активности, создание более экономичной ситуации в своей жизни и в себе самом, подготовка более благоприятных условий для жизни в будущем. Так человек сам создает жизненные обстоятельства, а не ожидает их. Что освобождает от ожидания плохого.