Итак, в процессе выживания человек ведет свою жизнь способом пробования, так как находится в постоянном ожидании негативных непредвиденных событий во внешней сфере своей жизни и внутри собственного организма. По уровню внутренней напряженности и возбуждения его жизненный процесс равносилен проглатыванию кипятка с ожиданием последствий. Если ожога нет, делается следующий глоток.
Весь описанный выше объем напряжений и генераций человек вынужден поддерживать, реализуя отдельные изменения. Что приводит к потере представления о происходящем в других направлениях жизни.
Как только человек уходит от стремления выжить, то есть упреждает возникновение состояния «ожидания», для него жизненный процесс становится единым, включающим внутреннюю и внешнюю сферы жизни. Человек стремится учитывать все, что влияет на продление жизни, независимо от того, находится оно в малом круге «своего» или во внешней сфере. Поддерживая представление о наличии необходимого и достаточного для продолжения жизни, а также о главном для себя, он объединяет отдельные жизненные задачи в одну «жизнь». «Своим» становится все, что влияет на продление жизни.
Изменения в мировоззрении ведут к расслаблению рефлекторных напряжений «пробования», и возникают «откатные» состояния. Как всегда первой расслабляется правая сторона. При ослаблении мышечных напряжений обжатия пищевода и желудка усиливается отток желчи. Избыток желчи сопровождается подташниванием, которое вызывает агрессивное неприятие ко всему вовне.
При расслаблении левой стороны тела возникает страх за жизнь из-за возможности подавиться или задохнуться имитируемыми включениями, местоположение которых в оттекающих тканях определить трудно. Страх на уровне реального сознания проявляется в виде беспричинного беспокойства.
Человек теряется. Он сделал первые осознанные шаги, чтобы не ощущать генераций страха, и снова сталкивается с беспокойством. Обретая депрессивные и агрессивные состояния, ощущая перепады настроения, неприятные мысли и ощущения, он может все свое внимание снова направить на контроль равновесности существующего порядка в себе и в ближнем круге жизни. Не пытаясь разобраться в том, что с ним происходит, в первую очередь прекратит разумные преобразования. По крайней мере, не решится на серьезные жизненные задачи, которые могли бы изменить структуру имеющегося в себе и своей жизни. Смелости хватит только на незначительные изменения, реализуемые в короткие сроки. Да и эти короткие действия захочет завершать как можно быстрее, прикладывая максимум сил и внимания, перенапрягаясь и концентрируясь.
Этим человек не поможет себе успокоиться. Наоборот, сделает свое внутреннее состояние еще более неравновесным. У него останется гораздо меньше внутренних ресурсов даже на реализацию привычного колебательного процесса контроля внутренней и внешней фазы жизни. Что заставит еще быстрее завершать свои начинания, не заботиться об оптимальности создаваемого и оценке всей полноты последствий своих действий.
В том случае когда человек намеревается последовательно разбираться в том, что с ним происходит, он всегда в первую очередь ищет реальные причины перепадов настроения, беспокойства, волнения и страхов. Если откровенных причин нет, он понимает, что неприятные ощущения, это следствие разумных преобразований. При расслаблении выделились постоянно подавляемые животные генерации, как раз то самое беспокойство и волнение.
Сдерживать их нет никакого смысла, потому что любое силовое давление на систему инстинктов вызывает противодействие в виде генераций страха, как дополнительной энергии для борьбы. В результате придется приложить еще большие усилия для подавления негативных состояний. С системой инстинктов надо вести диалог, произвести переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. В нем ответить на вопрос относительно того, чем будет замещен процесс «пробования». Инстинкт самосохранения требует от человека ответить, не навредит ли он себе, если не будет концентрировать внимание на производимом действии? Вдруг по недосмотру употребит в пищу нечто несъедобное?
Ответом на беспокойство системы инстинктов служит понимание того, что человек не животное и его потребности не ограничиваются процессом потребления пищи. Чтобы успокоить систему инстинктов и не дать ей инициировать энергию генерациями страха, каждый раз в переосознании надо разрывать идеологическую связку в сознании путем возобновления представления о необходимом и достаточном для продолжения жизни. В этот объем входит обеспечение едой и теплом. Больше систему инстинктов ничего не тревожит. Ей безразлично, что человек намазывает на хлеб, и каким по качеству одеялом накрывается, главное, чтобы у него был хлеб и крыша над головой.
Интересы и потребности современного человека, обеспеченного едой и теплом, связаны с познанием окружающего мира, людей и самого себя. На процесс познания хватает инициируемой разумом энергии интереса к производимому и его результатам. Метод «пробования» в познании неприемлем. Если пробовать искать взаимопонимание, ничего не получится. Непоследовательность шагов человека не удовлетворит ни одного из его партнеров. Не удовлетворит и его самого, так как он не будет знать, чего ему ждать от самого себя, чего захочется завтра, послезавтра. Неопределенность снова заставит инициировать активность не интересом к производимому, а страхом. Каждый раз придется начинать сначала.
Таким образом, предлагаемый метод «пробования» во взаимодействии человека со структурами общества, окружающими людьми и с самим собой неприемлем. Неприемлем он в первую очередь при возобновлении всего в себе и своей жизни. Последовательность и смысловая нацеленность процесса мышления и деятельности свидетельствует о том, что человек понимает, что и для чего делает. Способность объяснить себя, свои потребности и интересы является залогом углубления взаимопонимания и согласия. Человек перестает бояться людей, так как всегда может с ними договориться. А самое главное, перестает бояться себя, своей непредсказуемости.