Для дальнейшего ведения процесса познания и поиска нового в уже известном полезно понять природу и физическую суть состояния ожидания. Состояние ожидания для животного реализует ту же функцию, что и предвидение для человека.
Животное не имеет возможности познавать строение существующего и происходящего, поэтому вынуждено ожидать множественность вариантов дальнейшего хода событий в окружающей жизни и внутри себя. Множественность вариантов развития жизненной ситуации вызывает необходимость в будущем быть готовым ко всему, то есть к каждому из предполагаемых вариантов.
Человек, руководствуясь установками животной системы, тоже стремится быть готовым ко всему. Он не идет навстречу событиям, а ждет, когда обстоятельства в виде непредвиденных событий сами придут. Для чего поддерживает состояния собранности и готовности к борьбе. Он понимает бессмысленность такой подготовки, но сделать ничего не может, так как руководствуется рефлекторными установками. Не способный подготовиться к каждому из возможных вариантов для самоуспокоения обретает ничего не дающую рефлекторную готовность ко всему, которая является основой животного состояния ожидания.
Это состояние отличается от разумного подхода к ситуации будущего тем, что человек просто делает вид, что ему все нипочем, что готов ко всему.
В том случае когда человек опирается на знания о строении мира, жизни и самого человека, на наблюдаемые факты движений и изменений, он обретает способность проецировать возможное развитие ситуации в будущем. В процессе переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем это предвидение обретает все более точные контуры. А затем становится единственно возможным направлением развития изменений настоящего в будущем. Тем самым человек позволяет себе готовиться лишь к тому варианту, который стал понятен ему, как естественный путь развития наблюдаемой ситуации. Все более однозначное представление направленности развития интересующего события освобождает от тягостной избыточной готовности к будущему.
Конечно, он обязательно готовится сам, готовит условия своей жизни и свои возможности, но уже к одному варианту. Предвидение помогает не тратить силы и внутренние ресурсы на ожидание невесть чего. Подготовительными действиями человек делает шаги навстречу будущей ситуации и можно сказать, заранее взаимодействует с ней, сначала в самом общем виде, затем все более подробно. Поэтому, когда будущее становится реальностью, не тратит силы на осознание и ожидание вреда и ущерба, а пребывает в наиболее доступных естественных для себя состояниях.
Сложнее с ожиданием того, что может происходить в собственном организме. Неосведомленность о собственном устройстве и возникающее вследствие этого ощущение непрогнозируемости происходящего во внутреннем мире заставляет человека постоянно пребывать в ожидании собственной слабости и проявлений неполноценности. Предвидение будущего в организме сопровождается страхом.
Если в жизненной ситуации можно использовать такие важные органы чувств, как глаза и уши, то о происходящем внутри можно только догадываться. В связи с чем, человек сталкивается с не покидающей его устремленностью, ожидать появлений страха, как признака непрогнозируемости того, что происходит в организме и психике.
Находясь в состоянии ожидания проявлений страха, человек инстинктивно воссоздает состояние настороженности и сверхчувствительности. С их помощью ищет хоть какие-то проявления страха, чтобы на уровне более тонких ощущений отличить его признаки. При этом он утверждает, что ничего и никого не боится, а хочет убедиться в отсутствии страха и выйти из состояния ожидания. На самом деле человек лукавит.
Может быть он и действительно не боится надвигающейся ситуации, но ему нужны сами генерации страха. Человек ищет появления страха в боязни перед ним. Кажется, если страх почувствовать в самом зародыше, то удастся его укротить, не позволить разлиться по всему сознанию и организму. Именно эта боязнь наполняет активностью состояние настороженности и сверхчувствительности.
В конце концов человек доводит уровень восприимчивости в состоянии сверхчувствительности до невероятного предела, и ощущает тот страх, который сам родил для поиска проявлений страха в себе. Убедившись, что страх есть, оставляет себя в состоянии ожидания и готовности блокировать страх собранностью.
Собранность, которую человек поддерживает в себе для блокирования возможных генераций страха, уже является частью рефлекторной программы готовности ко всему. Она потребляет избыточную энергию, которая, накапливаясь, постепенно переполняет организм, перевозбуждает нервную систему и психику. Накапливающийся избыток своими агрессивными средами обжигает рецепторы и человеку приходится его расходовать в энергоемких состояниях неприятия и готовности к противоборству. Незаметно для себя человек переходит к поиску адресатов во внешней среде жизни, осуждая всех и все. Ему приятно, что избыток уходит. Но ожиданием страха неосознанно вновь инициирует избыток, значит, и потребность тратить его в поиске худшего и негодовании по поводу его существования.
Кроме того, человек ощущает физиологический страх за жизнь, когда происходит расслабление рефлекторных напряжений готовности ко всему и возникают откатные состояния. Эти напряжения в ротовой полости проявлялись в виде блокировки возможности глотка, чтобы в состоянии борьбы не подавиться куском пищи. В тот момент, когда происходит оттекание, и сообщение между ротовой полостью и глоткой восстанавливается, человек ощущает невероятный страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться, возможно, находящимися в ротовой полости инородными включениями.
Вместо того чтобы провести переосознание своих представлений о жизни и найти реальные причины страха, человек и здесь оставляет состояние ожидания, чтобы подавить проявления страха собранностью. Состояние ожидания всегда сопровождается сдерживанием расхода жизненной активности и возобновлением рефлекторной программы готовности ко всему. Круг замыкается.
Важно понимать, что организм, как все в этом мире, имеет устремленность продлевать жизнь в будущем. Если человек организует все более благоприятные условия для жизнедеятельности организма, психики и разума, ведет жизнь путем возобновления, нет смысла ожидать изменений к худшему. Страх рождается только в том случае, когда не поддерживается представление о необходимом и достаточном для продолжения жизни. Любой страх является продолжением страха не насыщенности со всеми вытекающими последствиями.