Итак, завершив полезные действия, человек входит в состояние ожидания возможности быть полезным в будущем. При этом он не учитывает, что как только сам образует состояние ожидания, то неосознанно инициирует управляющее действие системы инстинктов. В его сознании образуется устремленность к довольствованию имеющимся и покою. То есть человек сдерживает расход жизненной активности в ожидании непредвиденных обстоятельств, а с позиции системы инстинктов в ожидании голода.
В состояние довольствования человек входит, в связи с тем, что исчерпал возможности существующего мировоззрения для организации жизни и создания перспективы изменений в сторону лучшего. Он остановился, поэтому не создает ничего нового, но не может оставаться безразличным к тому, чем занимался. Поэтому в отсутствии инициативной активности высоко оценивает достигнутое ранее, пребывая в состоянии довольствования собой и имеющимся в своей жизни.
Необходимо учитывать, что состояния ожидания образуются по любым поводам, когда отсутствует образуемая разумной смысловой идеей направленность мысли. Либо человек определяет смысл своей информационной или деятельной активности, то есть создает направление движения мысли, либо животная система определяет необходимость ждать обстоятельств, которые создадут потребность в движении. В зависимости от этой потребности определится направление, либо нападать, либо убегать.
Состояние ожидания наступает не только, когда отсутствуют неприятности, которые заставляют человека быть полезным. Оно наступает каждый раз, когда человек не задается вопросом, для чего он что-то делает. Например, зачем он пришел на работу? Если нет разумного ответа о той пользе, которую приносит работа, животная система воспринимает этот процесс охотой за добычей. Через три-четыре часа она требует отчет, поймана добыча или нет. В отсутствии ответа образует мощное состояние ожидания, когда работа окончится. Если за такой долгий срок нет результата, в системе инстинктов возникает предположение, что организм успел истощиться и нет смысла продолжать охоту. У человека начинает просыпаться желание, чтобы рабочий день поскорее закончился.
Он даже не замечает погружение в состояние ожидания, все происходит незаметно. Сначала понемногу портится настроение, ощущается некоторая вялость, которую хочется подавить чашкой кофе. Но проходит несколько часов и отвлечение на кофе, чай, шоколадку перестает помогать. Накопление в организме избытка энергонасыщенности усиливает беспокойство. Избыток своими ядовитыми средами обжигает рецепторы и требует выхода. Для растраты избытка человек неосознанно воссоздает состояния собранности, готовности к противоборству и готовности ко всему. На поддержание животных состояний уходит все внимание.
Даже если он и создал в видении модель жизненного процесса во всей его полноте, она не получает достаточной подпитки в виде новой информации и внимания, и осыпается. В связи с этим, возможности разума обедняются, сужается круг осознаваемого. Постепенно граница доступного радиуса предвидения совмещается с пределами ближайшего будущего.
Другими словами, внимание человека не уходит за пределы ближайшего будущего (трех месяцев). Человек забывает о своих намерениях, создавать в текущей ситуации то, что предназначается для будущего, а пребывает во временном отрезке, который контролируется системой инстинктов. Его потребности и интересы распространяются только в объеме текущей ситуации. Под влиянием системы инстинктов он реагирует на непосредственно происходящие изменения.
На все неурядицы и неудовлетворенности в текущей ситуации он вынужденно реагирует как на то, что мешает продолжению жизни. Любая не удовлетворенная потребность воспринимается крайне необходимой для продолжения жизни.
Дальше мысль следует согласно животной команде. Раз жизнь в настоящем такая тяжелая, значит будет только хуже. Команды для подготовки к лучшему в арсенале системы инстинктов нет. Что и вызовет желание готовить себя к худшему, создавать избыточную готовность ко всему.
Все эти мысли проскальзывают в сознании человека мгновенно. Постепенно он начинает ощущать изменения во внутреннем состоянии, но происходит это, когда он уже довольно глубоко «увяз» в избыточных животных состояниях. Выход из животного состояния «ожидания» сложный и длительный, так как сопряжен с необходимостью освободиться от накопившихся шлаков.
Именно из-за сложности преодоления состояния ожидания полезно увидеть смысл в том, чтобы в него не входить, не сидеть в засаде в ожидании обстоятельств. Сумев хотя бы в самых общих чертах организовать самодостаточный процесс жизни, необходимо тщательно контролировать направленность своих мыслей. Не заставлять себя контролировать, а видеть в этом естественную потребность, создающую нацеленность и направленность движению мысли.
Главным в жизни должна быть устремленность к углублению познаний относительно строения мира, жизни и самого человека. Это позволяет в процессе переосознания происходившего, происходящего и будущего, увеличивать дальность предвидения, глубже понимать себя, конкретность своей жизненной ситуации. Корректируя перспективу своих намерений, видеть лучшее для себя в будущем. Для того чтобы процесс познания строения мира, жизни и самого человека не останавливался и не замедлялся, необходимо не забывать поддерживать в сознании представление о главном для себя и своей жизни, учитывать жизнь во всей ее полноте.
Таким образом, важно увидеть в инициативной активности естественную потребность, а не то, что переполняет и без того насыщенную жизнь. Движение мысли в направлении поиска возможности изменений к лучшему освобождает от изнурительной суеты, от бесцельной траты энергии и физических сил, от изнашивания организма.