Итак, информационная поисковая система разума работает вне зависимости от того, удерживает ли человек что-то в своем видении или непосредственно наблюдает. Сектор обзора разума постоянно обегает всю полноту жизненных функций и направленностей в жизни, которые научился отличать, как составляющие жизненного процесса. Только в случае удержания человеком в своем видении желанного и не желаемого поисковая система взаимодействует не с реальными объектами, а осматривает то, что удерживается с помощью силы воли.
Переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем инициирует откатные состояния. Реальную картину изменений на физиологическом уровне человек не отличает, и на уровне реального сознания воспринимает, как недоверие к вновь образованным суждениям. Он привык придерживаться постоянных взглядов и любое его изменение вызывает в системе инстинктов протест. В качестве протеста человек воспринимает страх за жизнь из-за возможности подавиться или отравиться, чувство неуправляемости, жалость к себе.
Но одновременно человек хотя бы на мгновение ощущает внутреннюю свободу, он перестает быть заложником своих представлений о жизни и понимает. Ему давно хотелось их изменить. Устремленность разума к новому и лучшему требует пересмотреть и переосознать то, что происходит внутри себя и вокруг. Но управляемый установками системы инстинктов человек воспринимает эту устремленность, как сомнения в своей способности наблюдать и осознавать происходящее.
По мере ведения разумных преобразований он начинает все отчетливее ощущать устремленность разума к постоянному переосознанию своих представлений.
Она не была ощутима по той причине, что человек вообще не стремился создавать собственных представлений, а смотрел, что окружающие видят лучшим, а что не годным и не нужным, и волевым действием создавал собственные взгляды на жизнь. Волевые решения разум не анализирует и не учитывает, как результат осознанных действий, которые следует переосознавать. Поэтому, чем в большей мере человек удерживал свои представления о лучшем, необходимом и негодном, тем в меньшей степени ощущал сомнения и недоверие, то есть стремление к переосознанию своих представлений. Для него всегда была важна сила воли.
В то же время на переходном этапе реорганизации сознания и жизни начинают ощущаться непривычные по силе сомнения и недоверие к своим возможностям. Это пугает человека и воспринимается, как проявления собственной слабости, неуправляемости, неполноценности, ущербности. Испугавшись, он может вновь войти в состояние удержания в своем видении избранного, то есть вернуть себя к предыдущему уровню внутренней напряженности. Более того, возникает четкое ощущение, что, чем больше пытаешься разобраться в себе, в жизни, в лучшем для себя в будущем, тем больше в жизни оказывается не понятного и вызывающего сомнение и недоверие.
Что может возродить чувство неспособности понимать себя и жизнь, вынудит вновь сначала обретать представление о лучшем, вредном, не нужном, а затем, сверять направленность своих действий, глядя на окружающих, делая волевой выбор части из увиденного многообразия.
Использовать все варианты, реализовать увиденное во всей полноте не хватит ни времени, ни сил, ни средств. Но сомнения заставляют делать выбор. Из многих одинаково сомнительных, одинаково безосновательных вариантов выбирается один или несколько, и в сознании человека рождается ощущение ответственности за то, что пришлось выбрать одно и отбросить остальное. Вполне возможно, что лучшим окажется отброшенное. В итоге, не обеспечивая себя ни самым лучшим, ни самым необходимым, то есть, обеспечивая себя не в полной мере, человек понимает, что не в состоянии сохранить существующее в себе и в жизни без потерь. Неспособность реализовать животную смысловую идею инициирует в сознании страх за жизнь и страх перед будущим. Этот страх ощущается, как страх ответственности за сделанный выбор.
Итак, мы подошли к моменту, когда человек напрямую сталкивается с животной природой страха сомнений. Хотя на самом деле сомнения являются проявлением естественной разумной функции переосознания существующих представлений о жизни.
Необходимо разобраться с причинами, по которым человека пугает появление сомнений при формировании суждений и недоверие к уже сформированным суждениям. На первый взгляд кажется, что сомнения и недоверие вызывает чувство собственной неполноценности, неспособности понимать причины, смысл и строение происходящего и существующего. На самом деле это не совсем так.
Например, многие женщины не разбираются в электричестве, механике, физике, математике, но это их не огорчает. Женщина видит успех в жизни в том, чтобы нравиться, особенно мужчинам, это заложено в программах инстинктов. Поэтому гораздо сильней расстроится, если услышит о том, что она неухоженная, безвкусно одевается и красится, не умеет вести себя в обществе.
Этот простой пример показывает, что страх в отношении появления сомнений и недоверия несет сугубо рефлекторную природу, значит, имеет глубокий смысл во взаимоотношениях между животными в среде дикой природы. Сомнение животного при выборе ориентации своих действий приведет к тому, что или добыча успеет убежать, или хищник поймает его самого, воспользовавшись замешательством, или соплеменники успеют раньше него захватить самые вкусные, полезные и питательные куски, оставив одни кости. В результате животное ослабеет, и его могут вообще не подпустить к туше.
Сомнение при выборе действительно страшны для животного, и заставляют озираться по сторонам, чтобы выяснить, какие куски выглядят самыми привлекательными для большинства членов стаи и опередить их. Для животных понятие лучшего одинаково, все члены стаи едят одно и то же, а добыча состоит из разных по вкусу и по питательности частей от общей туши.
В человеческом обществе проявленность индивидуальности каждого и конкретность жизненной ситуации настолько многообразна, а также многообразны предлагаемые цивилизацией возможности реализации своих потребностей и интересов, что понятие лучшего для каждого человека в конкретности его жизненной ситуации, конкретности этапа развития его индивидуальных возможностей и структуры жизни значительно отличаются.