Итак, мы выяснили, что человек боится страха ответственности, а не тех неопределенностей, которые возникают при выборе лучшего для себя в будущем. Если бы он боялся жизненных обстоятельств, то смотрел бы только на них и что-то предпринимал. Хотя бы под влиянием страха стремился оградить себя от неприятностей. Инстинкт требует не терять из внимания источник опасности.
Это можно представить себе в виде ситуации, когда человеку предстоит перейти железнодорожные пути, а приближается состав. Переходя пути, он вынужден смотреть под ноги мимолетно, чтобы не споткнуться. Но основной его взгляд будет оставаться прикованным к приближающемуся поезду, который несет в себе потенциальную угрозу жизни.
Для животного, из недр рефлекторных программ которого в человеке поднимается состояние ответственности, любое решение – это реакция на обстоятельства, грозящие потерей жизни, или его съедят, или не удастся добыть необходимое пропитание для продления жизни.
Во взаимоотношениях между людьми жизненные обстоятельства не грозят человеку возможностью потери жизни. Именно поэтому он может отводить от них взгляд, делать вид, что не замечает даже явных деформаций в себе, своем здоровье или в жизненных взаимоотношениях с партнерами. При этом в сознании продолжает оставаться неопределенность относительно направленности действий в данной ситуации в будущем. Эта неопределенность действиями животной управляющей системы заставляет инициировать генерации страха, и человек все-таки начинает бояться. Но боится он генераций страха, которые указывают ему на неопределенности.
Все дело в том, что человек сам по себе не боится жизненных ситуаций, но на неопределенности реагирует его животная суть, и вне его желания рождает в организме состояние страха. Страх наращивается, чтобы усилился процесс выработки энергии и повысился уровень энергонасыщенности. Животное должно обрести наивысшую для себя возможность движения, чтобы вступить в противоборство или суметь убежать от сильного противника.
Кроме того, человек реагирует не только на непосредственно наблюдаемое им в настоящий момент движение в окружающем мире, на изменение жизненных ситуаций. Обладая абстрактным мышлением, он реагирует на все то, что доступно его мысленному взору с учетом возможности предвидения изменений в будущем, а также широты своих познаний относительно известного о строении окружающей жизни. То есть человек реагирует не только на то, что может в данный момент наблюдать реальным взором, но и созданные в сознании мыслеформы.
Неопределенностей, относительно которых необходимо выработать представления о лучшем для себя, в его сознании несравнимо больше, нежели у животного, способного реагировать только на непосредственное физическое движение. Животное не ощущает страха перед необходимостью добывать себе пищу до тех пор, пока не возникнет ощущение голода. Все остальное время оно пребывает в дремоте.
Человек неосознанно ощущает отсутствие угрозы для возможности продления своей жизни от изменений, наблюдаемых непосредственно или мысленным взором, поэтому может позволить себе не обращать на них внимание. Но его животная суть такой возможности не имеет. На любую неопределенность она реагирует тем, что начинает готовить его к действиям. Человек и рад бы использовать эту энергию для реализации нужных действий. Но, не решив для себя неопределенность, не образуя представление о лучшем для себя в изменяющихся обстоятельствах, не может действовать.
Для растрачивания энергии он начинает придумать как можно больше текущих дел, никоим образом не влияющих на будущее. Главное занять внимание и сузить пределы распространения мысленного взора. Человек заставляет себя не наблюдать существующие или образующиеся неопределенности в жизни, чтобы не возрождать страх и состояние ответственности, призывающее разобраться с возникшей неопределенностью с целью создания условий в ней для продления своей жизни в будущем.
В этом состоит основная причина нежелания начинать что-либо менять в себе и своей жизни, а дожидаться для этого крайней необходимости. Неосознанно человек ощущает, что как бы эта ситуация ни стала развиваться в будущем, угрозы для жизни не возникнет, выход будет найден. Но переполняющее его сознание состояние страха, энергию которого некуда девать, обжигает ткани, рецепторы нервной системы, возбуждает психику. Возбуждение затмевает разум и делает его не способным управлять происходящим внутри себя, достигать внутренней равновесности.
Человек чувствует как избыток, переполняя, рождает в нем чисто животные устремления, делает агрессивным. Понимая, что в этом состоянии можно наделать много того, что впоследствии принесет неприятности, сдерживает в себе эту агрессивность. На сдерживание агрессивного напора, нарождающегося состоянием страха, человек направляет половину обретаемой энергии.
На уровне рефлекторных связей агрессивный напор ощущается, как некое толкающее действие, исходящее от линии внутренней опоры. (Линия опоры образуется усилием от левой ноги и левой руки, далее идущим по левой глубинной мышце спины вдоль позвоночника к левой нижней части затылка).
Сдерживание агрессивного напора происходит путем поддержания рефлекторной программы «сдерживания скатывания по наклонной плоскости вперед вниз вправо. Упираясь правой ногой, человек будто бы тормозит скатывание с горки. Тело прижимается изнутри к внутренней поверхности линии опоры, чтобы блокировать исходящее из нее толкающее действие.
Таким образом, бесконечное ожидание наступления момента крайней необходимости для ведения изменений к лучшему создает в сознании человека страх ответственности. Генерации страха накапливаются и приводят его в агрессивное неуправляемое состояние, которое приходится подавлять и снова продолжать ожидать. Человек занимается перекачиванием через себя огромного объема энергии, пока у него хватает сил не замечать зарождающихся проблем со здоровьем или в жизненной ситуации. Парадокс, он боится ответственности за свое будущее и ничего не делает.