Зрелый человек, наделавший много ошибок в жизни, постепенно начинает ощущать лучшим для себя как можно меньше менять что-либо в себе и своей жизни, он устал от несоответствия своих ожиданий и реальных результатов своей деятельности.
Животное выигрывает оттого, что действует согласно выработанным рефлексам, ведь среда его жизни практически не меняется. Меняются только времена года, а все остальное, включая характер взаимоотношений в стае, регулируется рефлексами.
Человек живет несравнимо дольше животного, и среда его жизни, среда взаимоотношений постоянно изменяется, совершенствуется, развивается. При этом он не учитывает, что бездействие нисколько не снижает уровень ответственности за будущее. Как раз наоборот. В человеческой жизни бездействие, так же как и системная ошибка может служить причиной разрушения существующего в нем и в его жизни.
Устремленный к избыточности во всем, включая материальный достаток, впечатления, познания, человек обретает обманчивое ощущение независимости от происходящего, окружающих людей и от будущего. Но этим уже вводит себя в ответственность относительно возможности продления жизни в будущем без ущерба по сравнению с настоящим. Внешние условия его жизни не остаются постоянными, а подвергаются изменениям деятельностью людей, развиваются и совершенствуются. Возобновление жизни самого человека происходит в тесном взаимодействии с внешней средой. Все необходимое для продолжения жизни он получает из внешней среды, от людей.
Следовательно, увеличивает разрыв внутренней и внешней сферы жизни, бездействие делает будущее человека непрогнозируемым, неопределенным. Неопределенность всегда генерирует страх, значит, образует чувство ответственности за возможность сохранить без ущерба себя и все составляющие своей жизни.
Убеждая себя с помощью поддержания животных генераций и рефлекторных программ в независимости от будущего, человек подавляет страх перед ответственностью, но при этом теряет истинный смысл состояния ответственности.
Состояние ответственности инициируется в человеке исключительно в отношении будущего, в частности продолжения своей жизни, когда он стремится сохранить в ней все, что существует в настоящем.
Человек не несет ответственности за содеянное в прошлом. Все созданное и не созданное в прошлом уже реализовалось в условиях его внутреннего мира и жизненной ситуации в настоящем. Эти изменения уже наложили свой отпечаток на него и его жизнь. Теми условиями, которые человек сумел создать для себя, он уже снял с себя ответственность за содеянное. Произошедшие деформации в нем и в его жизни, болезни, несогласованности, неудобства, это и есть ответственность за действия в прошлом. Поэтому ответственность существует в сознании человека только в отношении будущего, формирующегося его действиями или бездействием в настоящем.
Но животная система не дает забыть прошлые ошибки, заставляет сравнивать их с тем, что он делает в настоящем. Важно их не повторить. Родители, которые стремятся оградить своих детей от ошибок, в полной мере реализуют эту животную установку. Они учат, что делать и чего не делать, контролируя каждый шаг ребенка.
При этом не учитывают одного, жизнь изменилась, и ребенок обязательно найдет свои «грабли». Поэтому сокрушаться по поводу того, что «я предупреждал» бесполезно. Гораздо полезнее искать самому и учить своих детей возможности видеть в ошибках то, что является стимулом к изменению себя и своей жизни. Способность быстро выходить из негативного состояния и приступать к инициативной активности является базовой темой задачи «продления жизни» и данного анализа.
Необходимо учитывать, когда человек не проявляет инициативу по поводу ведения изменений к лучшему в себе и своей жизни, а замыкает свое внимание в пределах прошлого и настоящего, он вынужден обвинять во всех своих неудачах свою наследственность, людей, окружающий мир. Его тяготит страх ответственности, а внимание некуда деть. Время ушло, и осталась горечь, от которой хочется избавиться.
Человек ищет адресаты, на которые можно перенести ответственность за прошлое. Он не понимает, что ответственность за прошлое с него снята самой жизнью, а вот от ответственности перед будущим никто и ничто не освобождает. Состояние ответственности относительно своего будущего – есть функция, организующая все происходящее в сознании, организме и жизни. Нет смысла уходить от ответственности или избавляться от этого состояния, так как без него человек не сможет вести свои внутренние и жизненные процессы. Тем более бессмысленным является стремление сдерживать страх относительно ответственности перед своим будущим.
Вступая на путь разумных преобразований, человек должен глубоко разобраться со своим отношением к состоянию ответственности, страху перед ней и устремленности сдерживать этот страх. Это нельзя сделать за один раз, так как не наступит понимания, будет задействована память. Значит, все быстро забудется
Чтобы полнее разобраться в этих вопросах, необходимо сначала уточнить, чего человек боится больше, ответственности или страха в отношении ее.
Раз первым порывом является уход от ощущения ответственности, значит, страшна не сама ответственность, а тот страх, который рождают жизненные вопросы, касающиеся представления о лучшем для себя в будущем.
Если бы человек боялся неспособности сделать правильный выбор, он бы стал искать недостающую информацию, обсуждать с окружающими свое видение происходящего в данном направлении жизни. В жизни все происходит не так. Человек стремится отвернуться от жизненных обстоятельств, относительно которых ему надо сформировать свое представление о будущем. Он специально концентрируется на текущих делах, придумывает их больше, чем необходимо, старается избыточностью в себе и в жизни создать ощущение независимости от происходящего и будущего, чтобы увести внимание от рассмотрения жизненно важных вопросов. Он готов заниматься чем угодно, только бы не думать о своем будущем.
Если бы он боялся обстоятельств, от которых так старательно отворачиваемся, то естественно, не смог бы оторвать от них взгляд, смотрел на них, как кролик на удава. Так устроено живое существо. Инстинкт требует не терять из внимания источник опасности. Следовательно, человек боится страха, а не ожидающей его впереди неразрешимой неопределенности.