Итак, человек испытывает затруднения при попытках вести изменения к лучшему, если не осознает, для чего он живет и что оказывает реальное влияние на его жизнь. Неспособность вести изменения к лучшему блокирует возможность инициировать свою активность интересом к производимому и его результатам. Другими словами человек не способен поддерживать интерес к самой жизни, поэтому вынужден инициировать себя страхом перед ее окончанием.
Страх перед окончанием жизни заставляет концентрировать внимание на производимом действии, чтобы не увидеть приближение имитируемой на ленте времени «точки окончания жизни».
Отсутствие в видении полноценной модели жизни не позволяет ему определить степень ответственности за происходящее в себе и своей жизни. Даже когда человек совмещает свои конкретные действия в прошлом с текущими неприятностями, он не в силах объяснить, почему поступил так, а не иначе.
Неспособность человека объяснить причины своих явных ошибок приводит его в еще большее состояние страха ответственности в отношении своих текущих намерений. Отсутствие логической связи между прошлым и настоящим не позволяет создать даже приблизительный прогноз на будущее. Нет основы, конструктивного мировоззрения, которое помогает находить закономерности в текущих делах, сообразно общим закономерностям строения мира, жизни и самого человека, выделять главное для себя и своей жизни.
Неразбериха дел обрушивается на человека и усиливает ощущение неразрешимой неопределенности. Он во всем винит свою наследственность, которая будто бы является причиной неспособность видеть полноту последствий своих мыслей и действий. Непонимание связи существующего в настоящем с мыслями и действиями в прошлом заставляет человека пребывать своим вниманием в пределах прошлого, чтобы все-таки найти хоть какую-то зацепку в причинных связях, создавших проблемы в настоящем.
Устремленность сохранять представление о своей правоте, чувстве справедливости, оптимальности своего внутреннего и жизненного порядка не позволяет человеку искать причины неудач и существующих проблем в своих ошибочных представлениях о строении мира, жизни и самого человека. А также в своих ошибочных представлениях о причинах, смысле и направленности происходящих изменений. В итоге, именно ошибочность, вернее, неполнота и нереальность восприятия происходящего во всех сферах жизни, инициирует человека к не полезным, а зачастую, вредным для себя действиям.
Животный страх перед ошибкой создает в животном ощущение несоответствия его реакций и наследственности происходящему и существующему в окружающей среде жизни. В ответ зарождается страх относительно не готовности обеспечить продолжение жизни в будущем.
В сознании человека рождается тот же самый страх неправильной реакции. Причину этого страха он ищет в своей наследственности, невезении, несовершенстве окружающих людей и окружающего мира. Перекладывая ответственность за нежелание видеть истинными причинами жизненных неудач несовершенство своих представлений о жизни на невезение и других людей, человек успокаивает страх перед не соответствием своего строения условиям окружающей среды жизни.
Но успокоение оказывается временным. Вина, возложенная на других, не ограждает от неудач в будущем. По мнению человека, управляемого животной смысловой идеей, несовершенные люди и несовершенный окружающий мир останутся таковыми. Значит, вне зависимости от стремления к лучшему, все снова будет не таким, каким он себе представляет. Поэтому может наступить состояние, гораздо худшее, чем настоящее.
Таким образом, уходя от страха несоответствия своего строения условиям окружающей среды, человек зарождает в себе страх возможности не сохранить свою жизнь в будущем без ущерба.
Генерации страха перекачиваются из одного видения в другое. Генерации страха, это энергия, которая, как известно не может появиться ниоткуда и исчезнуть в никуда. Если человек не находит возможность использовать энергию в инициативной активности, в частности в поиске пути изменений к лучшему путем анализа своих ошибок, эту функцию берет на себя животная система. Она всегда включается по умолчанию разума.
Как всегда в первую очередь система инстинктов зарождает в сознании человека сомнения в способности анализировать прошлые ошибки, а затем заставляет его запомнить ошибки, чтобы не совершать их в будущем. То есть действует способом выработки рефлекса.
Своим вниманием человек постоянно присутствует в ситуациях, в которых ошибся, чтобы сравнивать их с текущей жизнью. Ему надо отыскивать нечто подобное из того, что когда-то происходило в его жизни и завершалось ошибочными действиями. Устремленность, не повторить ошибок, заставляет человека постоянно находиться в состоянии настороженности и сверхчувствительности, опираясь, с одной стороны, на информацию о неприятностях своего прошлого, с другой стороны, на поиск в настоящем похожих условий.
Зрелый человек, наделавший в жизни много ошибок, стремящийся не повторять их впредь, постепенно начинает ощущать лучшим для себя вообще как можно меньше менять что-либо в себе или своей жизни. Это помогает ему ослаблять уровень ответственности относительно будущего.
Убежденность в том, что бездействие не приводит в состояние ответственности относительно своего будущего, инициируется установками животной управляющей системы. Инстинкт учит, сытое животное, затаившееся со своими запасами в укромном месте, не привлекает внимание хищников, этим обеспечивает продолжение жизни.
Человек не может укрыться в пещере, ему необходимо вести активную деятельность. В связи с необходимостью возобновления существующего в себе и в жизни, ему приходится общаться и взаимодействовать, как с людьми, так и со структурами общества. Что оградить себя от страха ошибки и от страха ответственности, он стремится не проявлять инициативу, а делать все так же, как и в прошлом.
Кажется, что найти выход из сложившейся ситуации сложно, потому что надо многое в себе преодолеть. На самом деле не надо ничего в себе ломать и переделывать. Достаточно сделать две вещи: изменить приоритеты, понять, что является главным в жизни. И понять, что ошибкой является то, что уже необратимо.
Устремленность реализовывать задачу «продления жизни» инициирует потребность в ежедневном воссоздании новизны в мировоззрении и представлениях о жизни. И тогда любая ошибка становится возможностью произвести изменения к лучшему в себе и своей жизни.