Рассмотренные выше рефлекторные напряжения «блокировки возможности глотка» показывают, насколько тяжело человеку дается поддержание животного состояния ответственности. Возникающие при расслаблении напряжений откатные состояния на уровне реального сознания образуют чувство одиночества, душевных болей, боязнь потери, особенно потери авторитета. Человек старается сделать как можно больше и лучше, но результат зачастую оказывается не таким, как ему хотелось бы.
Выход из этой затруднительной ситуации состоит в том, чтобы вовремя упреждать управляющее действие системы инстинктов действием системы разума. Реализация задачи «продления жизни» предлагает повысить продуктивность своей активности в первую очередь за счет возможностей разума. Воссоздание представление о главном для себя и своей жизни, о жизнеобразующих процессах, имеющих наиболее мощное влияние на развитие линии главного, способствует высвобождению существенного объема внутренних ресурсов.
Ориентируя свою активность на линию главного, человек меняет приоритеты. Он успевает охватывать мысленным взором жизненный процесс в целом, так как главное имеет всепроникающее значение, но при этом имеет больше свободного времени, внимания, жизненной активности и средств. За счет этого может понять то, что ему не было доступно в напряженном состоянии. Переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем позволяет увидеть существующую ситуацию со стороны.
Человек, наконец, слышит то, что давно хотят ему сказать коллеги, партнеры, близкие, что происходит в его собственном организме. Новый взгляд на происходящее и существующее в жизни открывает возможность в том же объеме увидеть путь к лучшему для себя.
Казалось бы, ничего сложного в том, чтобы провести переосознание, изменить приоритеты и устремить свой мысленный взор в будущее. Но система инстинктов не позволит этого сделать, пока человек не успокоит ее. Необходимо учитывать, что система инстинктов инициирует в сознании человека страх ответственности за последствия своих действий. Для понимания этой мысли мы должны вернуться к неопределенностям, которые оказываются неразрешимыми, когда человек пытается заглянуть в свое будущее и задает себе извечный вопрос «что делать?» Одновременно с вопросом «что делать?» в сознании возникает ожидание ответственности, предчувствие трудностей и неуспеха, с которым придется столкнуться.
Происходит это только в том случае, когда человек хочет что-то делать, но не организовал свое видение, мировоззрение, жизнь, не ведет процесс системного переосознания представлений о происходящем и будущем. Все, что находится за границей объема привычного, для него является неопределенностью. Как если бы ночью, находясь в хорошо освещенной комнате, он пытался разглядеть, что происходит на улице, где не горит ни один фонарь. Животная система реагирует на неопределенность естественным образом ожиданием вреда и ущерба. Конечно, в таком состоянии процесс мышления сопровождается рефлекторными напряжениями, используемыми в процессе познания методом пробования. Напряжения собранности, готовности ко всему, настороженности и сверхчувствительности, весь объем генераций и напряжений состояния ответственности неимоверно усложняют, затрудняют и делают малопродуктивным процесс познания. Одна лишь «блокировка возможности глотка» занимает существенную долю внимания.
Человек быстро теряет интерес к познанию, и возвращается к привычному для себя образу мысли. При осознании происходящего и выборе направленности действий в будущем ему проще опираться на свою интуицию и жизненный опыт. Силовые животные состояния являются для него естественными, поэтому незаметными. Необходимость познания нового значительно повышает уровень ответственности, ведь он может неправильно оценить ситуацию и принять ошибочное решение.
Таким образом, человек приходит к мысли о том, что идти проторенным путем, ничего не изменять в своих представлениях и направленности своих действий, это лучший способ сохранения существующего в себе и своей жизни. А самое главное, можно не ожидать вреда и ущерба.
Эта установка вполне справедлива для животного, среда обитания которого не меняется в продолжение всей его жизни. Но современный человек живет в постоянно совершенствующейся, развивающейся среде окружающего мира. Даже если ему по какой-то причине удается сохранять существующее в себе и своей жизни неизменным, он перестает соответствовать постоянно изменяющейся среде окружающей жизни. Это отставание необратимо нарастает. Другими словами, человек становится все более неоднородным с окружающим миром. В его взаимоотношениях с окружающим миром и людьми появляется напряженность, потому что он становится все менее полезным, а существующее в нем самом и в его жизни – все более ущербным, по сравнению с прошлым.
В глазах многих людей появляется растерянность и страх. Они не могут вступить в эту жизнь, и наблюдают ее, как проезжающий мимо бесконечный состав со счастливчиками, которым повезло. Чувство одиночества, обездоленности, бесперспективности наполняет их сознание.
Происходит это только потому, что своим вопросом «что делать?» человек обращается за ответом к системе инстинктов. Он не решает сам, а ждет, когда интуиция, внутренний голос подскажут ему ответ. Но у системы инстинктов нет другого способа подготовки человека к тому, чтобы он мог сделать следующий шаг. Она готовит только к борьбе или к возможности спрятаться.
Для того чтобы не было страшно смотреть из помещения на абсолютно темную улицу, ее надо хоть немного подсветить. Другими словами, думать не о том, что делать, а о том, «что происходит?» Найти способ хотя бы в самых общих чертах изучить обстановку. Что ослабит неопределенность, а вместе с ней ожидание вреда и ущерба.
Все это относится и к жизненной ситуации. Начинать надо с мировоззрения, с понимания того, что мир закономерен и в своем развитии стремится к лучшему, то есть к созданию более экономичных процессов и структур. Что уже упреждает позицию безысходности.
Следующим шагом должно быть понимание того, что человек родился, чтобы быть полезным. Если он посмотрит и увидит, что рядом находятся люди, от которых зависит его жизнь и люди, жизнь которых зависит от него, то поймет, кто составляет его жизненные связи. Это и есть те, на кого распространяется устремленность быть системно и реально полезным. Взаимозависимые отношения помогают смело смотреть в будущее.