Почему подростки начинают…

Автор: | 09/04/2010

А начинают они много чего. Но главное в том, почему подростки не начинают вести разумный образ жизни. Причина в сложном процессе расширения жизненного пространства. Выход за пределы своего в зону чужого имеет два возможных пути – остаться под управлением инстинктивных стереотипов и установок или сформировать и укрепить ценность собственной жизни для развития разумного управления ею.

Но сначала необходимо разобраться, что означает само понятие «чужеродности» нового. Что является для человека чужим, и по какой причине.  Человек относится к стайным  животным. Руководствуясь инстинктом самосохранения вида, члены  одной стаи ощущают физиологическое  неприятие  друг  к  другу, чтобы  не стать друг  для  друга  объектом  охоты. Человек стремится  изо всех сил подавить  неприятие,  особенно  к  близким. Пока  дети маленькие тот же  инстинкт инициирует в родителях  потребность объединить свои усилия и опекать детей, учить их проявлять инициативу.

Но дети подрастают, и с позиции животной системы в стае происходит перегруппировка, молодые  и сильные стараются потеснить становящихся слабее взрослых. Неосознанно человек ощущает в подрастающем  ребенке  соперника. Недаром всем без исключения нравятся маленькие дети,  а в подростковом возрасте  начинаются конфликты. С одной стороны, родители хотят, чтобы  ребенок  был самостоятельным, умел принимать решение, с другой стороны, находят множество причин, чтобы инициативу заглушить.

Взрослые объясняют это  неблагоприятными условиями  в  городе. В связи с чем, учат бояться  и этим невольно инициируют в  детях агрессивность. При этом  не учитывают, что пройдет совсем немного лет и  подросшему  ребенку волей неволей придется столкнуться с реальной действительностью. Если он не  научился взаимодействовать с людьми, хотя  бы в общих чертах понимать их и понимать себя, то  сделает много ошибок.  По крайней мере часть  этих ошибок можно избежать, если вместе со взрослыми учиться познавать окружающий мир и людей.

Устремленность реализовывать задачу «развития  жизни», необходимость быть системно и реально полезным предусматривает возобновление подростком своих представлений  о жизни и на  этой  базе совершенствование  индивидуальных возможностей. Происходит это исключительно в системном взаимодействии с окружающими людьми. Кто, как не  близкие, в первую  очередь претендуют на возможность стать объектом его реально полезных действий. Ведь с ними приходится чаще всего общаться, и это общение предполагает длиться  долгие годы.

Прогрессивные родители стараются направить ребенка  на  путь разумных преобразований, и он  сталкивается с тем, что управляющее действие системы инстинктов при любом удобном случае  заставляет его помнить, что лучшим является  «не  думать  о жизни и о будущем, а  также  о том, что любые  изменения своих представлений  о жизни свидетельствуют о несовершенстве  рефлекторной базы. То есть система инстинктов инициирует сомнения в целесообразности инициативной активности и  устремленности быть системно и реально полезным.

Любой человек взаимодействует со своими  внутренними состояниями и страхами один на один. Животные  установки заставляют воспринимать чужим все, что не  относится  лично к нему. В круг привычного сохраняемого на уровне рефлекторных связей попадают только собственные  рефлексы, знания, ощущения.     Даже в малом круге  жизни, созданном на принципах общепринятого, каждый неосознанно ищет пространство лично для себя. Общепринятые позиции нельзя  четко оценить. Что-то в них нравится, что-то – нет. Молодому человеку приходится  идти на компромиссы, терпеть то, что его не удовлетворяет. Эти объемы не удовлетворяющего являются неопределенностями, которые с годами превращаются в неразрешимые.

С годами же снижается уровень энергонасыщенности,  и терпеть неудобства  и недоговоренности, которые и составляют неразрешимые неопределенности, становится все труднее. Периодически  неопределенности раскрываются и требуют разрешения. Как это сделать, мало кто знает, и прячется  от них, как  от источников тревоги, нарушающих его покой, не имеющих связи с его жизнью. В период детства и отрочества он жил и не  думал об  этих скрытых  в недрах  общепринятых правил конфликтах. Поэтому  видит эти кажущиеся неразрешимыми неопределенности чужими для себя, не связанными со своей  жизнью.

Насколько может человек уходит от взаимодействия с неопределенностями, пока однажды не возникает нечто, деформирующее его жизнь или жизнь близких. Но и в  этот момент он ищет причины в чем угодно и в ком угодно, но только не в собственном  бездействии, в уклонении от инициативной активности.

Не устремленный  быть системно и реально полезным он не замечает, как угасает   интерес,  и человек не  знает, что делать дальше. Никаких событий, в которых он мог бы проявить себя  системно  полезным не происходит.

Это и есть тот момент,  когда сомнения  системы инстинктов в  целесообразности инициативной активности достигли цели. Человек забывает воссоздавать представление  о главном  для себя  и не  знает, как проявить полезные действия, у него нет вопроса, что  изменять к  лучшему.         Необходимо не забывать о том, что все, связанное с системой  разума, требует инициативы. Ждать вопроса своих партнеров  или близких, означает ждать, когда произойдет что-то плохое  и потребуется помощь. Но это полезное действие не будет  инициативным, оно будет направлено на  исправление последствий.

Поэтому, если нет событий, нет вопросов и нет никаких новых мыслей, следует задать вопрос самому «почему я забываю о главном  для себя  и своей  жизни, почему не  хочу, чтобы мои близкие  не попали в тяжелую ситуацию?»

Ответ состоит в том, что  в  этот момент в глубине сознания проявилось инициируемое инстинктом физиологическое  неприятие к  близким, и как следствие,  нежелание быть им реально полезным, быть с ними на равных, видеть в них партнеров.  У человека возникает отличная возможность разобраться, в какой момент, в каком настроении, в связи с чем, стала угасать инициатива, почему  не  хочется устранять неопределенности.  Надо обязательно находить эти ситуации, так как  они являются  шагом в сторону лучшего.

При желании человек  обязательно найдет причину в своем  желании  возвышаться  над окружающими, подавлять их своим совершенством, знаниями, опытом. Понимая, что продолжение таких отношений ведет в тупик, что терпеть недоговоренности с близкими гораздо труднее, нежели найти удовлетворяющее  всех решение, инициирует потребность возобновить новизну в мировоззрении. Он обязательно найдет  новую для себя  идею о возможности поговорить и  хоть немного углубить взаимопонимание, согласие  и единство видения  лучшего. Отчего всем станет  лучше.

Таким  образом, необходимо помнить, что  любые обстоятельства рождены  предыдущими действиями, обусловлены созданными зависимостями и взаимосвязями, и являются естественным продуктом развития организованного  процесса жизни. Ничто в этом процессе, как и внутри самого человека не может появляться, не являясь результатом его действий или бездействия. Научится принимать это с возраста формирования личностных жизненных ценностей, с подросткового возраста могут помочь родители и специально созданные тренинги формирования навыков разумной жизни.