А начинают они много чего. Но главное в том, почему подростки не начинают вести разумный образ жизни. Причина в сложном процессе расширения жизненного пространства. Выход за пределы своего в зону чужого имеет два возможных пути — остаться под управлением инстинктивных стереотипов и установок или сформировать и укрепить ценность собственной жизни для развития разумного управления ею.
Но сначала необходимо разобраться, что означает само понятие «чужеродности» нового. Что является для человека чужим, и по какой причине. Человек относится к стайным животным. Руководствуясь инстинктом самосохранения вида, члены одной стаи ощущают физиологическое неприятие друг к другу, чтобы не стать друг для друга объектом охоты. Человек стремится изо всех сил подавить неприятие, особенно к близким. Пока дети маленькие тот же инстинкт инициирует в родителях потребность объединить свои усилия и опекать детей, учить их проявлять инициативу.
Но дети подрастают, и с позиции животной системы в стае происходит перегруппировка, молодые и сильные стараются потеснить становящихся слабее взрослых. Неосознанно человек ощущает в подрастающем ребенке соперника. Недаром всем без исключения нравятся маленькие дети, а в подростковом возрасте начинаются конфликты. С одной стороны, родители хотят, чтобы ребенок был самостоятельным, умел принимать решение, с другой стороны, находят множество причин, чтобы инициативу заглушить.
Взрослые объясняют это неблагоприятными условиями в городе. В связи с чем, учат бояться и этим невольно инициируют в детях агрессивность. При этом не учитывают, что пройдет совсем немного лет и подросшему ребенку волей неволей придется столкнуться с реальной действительностью. Если он не научился взаимодействовать с людьми, хотя бы в общих чертах понимать их и понимать себя, то сделает много ошибок. По крайней мере часть этих ошибок можно избежать, если вместе со взрослыми учиться познавать окружающий мир и людей.
Устремленность реализовывать задачу «развития жизни», необходимость быть системно и реально полезным предусматривает возобновление подростком своих представлений о жизни и на этой базе совершенствование индивидуальных возможностей. Происходит это исключительно в системном взаимодействии с окружающими людьми. Кто, как не близкие, в первую очередь претендуют на возможность стать объектом его реально полезных действий. Ведь с ними приходится чаще всего общаться, и это общение предполагает длиться долгие годы.
Прогрессивные родители стараются направить ребенка на путь разумных преобразований, и он сталкивается с тем, что управляющее действие системы инстинктов при любом удобном случае заставляет его помнить, что лучшим является «не думать о жизни и о будущем, а также о том, что любые изменения своих представлений о жизни свидетельствуют о несовершенстве рефлекторной базы. То есть система инстинктов инициирует сомнения в целесообразности инициативной активности и устремленности быть системно и реально полезным.
Любой человек взаимодействует со своими внутренними состояниями и страхами один на один. Животные установки заставляют воспринимать чужим все, что не относится лично к нему. В круг привычного сохраняемого на уровне рефлекторных связей попадают только собственные рефлексы, знания, ощущения. Даже в малом круге жизни, созданном на принципах общепринятого, каждый неосознанно ищет пространство лично для себя. Общепринятые позиции нельзя четко оценить. Что-то в них нравится, что-то — нет. Молодому человеку приходится идти на компромиссы, терпеть то, что его не удовлетворяет. Эти объемы не удовлетворяющего являются неопределенностями, которые с годами превращаются в неразрешимые.
С годами же снижается уровень энергонасыщенности, и терпеть неудобства и недоговоренности, которые и составляют неразрешимые неопределенности, становится все труднее. Периодически неопределенности раскрываются и требуют разрешения. Как это сделать, мало кто знает, и прячется от них, как от источников тревоги, нарушающих его покой, не имеющих связи с его жизнью. В период детства и отрочества он жил и не думал об этих скрытых в недрах общепринятых правил конфликтах. Поэтому видит эти кажущиеся неразрешимыми неопределенности чужими для себя, не связанными со своей жизнью.
Насколько может человек уходит от взаимодействия с неопределенностями, пока однажды не возникает нечто, деформирующее его жизнь или жизнь близких. Но и в этот момент он ищет причины в чем угодно и в ком угодно, но только не в собственном бездействии, в уклонении от инициативной активности.
Не устремленный быть системно и реально полезным он не замечает, как угасает интерес, и человек не знает, что делать дальше. Никаких событий, в которых он мог бы проявить себя системно полезным не происходит.
Это и есть тот момент, когда сомнения системы инстинктов в целесообразности инициативной активности достигли цели. Человек забывает воссоздавать представление о главном для себя и не знает, как проявить полезные действия, у него нет вопроса, что изменять к лучшему. Необходимо не забывать о том, что все, связанное с системой разума, требует инициативы. Ждать вопроса своих партнеров или близких, означает ждать, когда произойдет что-то плохое и потребуется помощь. Но это полезное действие не будет инициативным, оно будет направлено на исправление последствий.
Поэтому, если нет событий, нет вопросов и нет никаких новых мыслей, следует задать вопрос самому «почему я забываю о главном для себя и своей жизни, почему не хочу, чтобы мои близкие не попали в тяжелую ситуацию?»
Ответ состоит в том, что в этот момент в глубине сознания проявилось инициируемое инстинктом физиологическое неприятие к близким, и как следствие, нежелание быть им реально полезным, быть с ними на равных, видеть в них партнеров. У человека возникает отличная возможность разобраться, в какой момент, в каком настроении, в связи с чем, стала угасать инициатива, почему не хочется устранять неопределенности. Надо обязательно находить эти ситуации, так как они являются шагом в сторону лучшего.
При желании человек обязательно найдет причину в своем желании возвышаться над окружающими, подавлять их своим совершенством, знаниями, опытом. Понимая, что продолжение таких отношений ведет в тупик, что терпеть недоговоренности с близкими гораздо труднее, нежели найти удовлетворяющее всех решение, инициирует потребность возобновить новизну в мировоззрении. Он обязательно найдет новую для себя идею о возможности поговорить и хоть немного углубить взаимопонимание, согласие и единство видения лучшего. Отчего всем станет лучше.
Таким образом, необходимо помнить, что любые обстоятельства рождены предыдущими действиями, обусловлены созданными зависимостями и взаимосвязями, и являются естественным продуктом развития организованного процесса жизни. Ничто в этом процессе, как и внутри самого человека не может появляться, не являясь результатом его действий или бездействия. Научится принимать это с возраста формирования личностных жизненных ценностей, с подросткового возраста могут помочь родители и специально созданные тренинги формирования навыков разумной жизни.