Мы остановились на том, что человек, ощутив откатные генерации страха, теряется. Система инстинктов уводит его в привычные реакции, и он невольно усложняет свое внутреннее состояние дополнительными напряжениями собранности. Этим усиливает разграничение видения происходящего во внешней сфере жизни и в своем внутреннем состоянии.
Именно по этой причине человек наблюдает происходящее в жизни и создает свои представления о будущем без учета реальности того, что в данный момент рождается в его внутреннем мире. В связи с чем, чаще всего его жизненные планы оказываются ошибочными и попросту бесполезными. По молодости человек еще пытается что-то планировать, но к годам зрелости, как правило, теряет к этому интерес, полностью разуверившись в своих возможностях.
С годами напряжения собранности достигают такой величины, что он вообще боится думать о будущем, ожидая увидеть свидетельство приближения старости, дряхлости и окончания жизни.
Происходит это по причине возникновения тех же самых откатных состояний, когда устает и расслабляется. Происходит расслабление напряжений собранности, с помощью которых человек многие годы заглушал приходящие из глубины внутреннего мира ощущения и страхи.
И снова при расслаблении удержания имитируемых позиций «нажеванного», сдерживания стока слюны возникает страх за жизнь из-за возможности подавиться или задохнуться. Генерации страхов с уровня физиологических связей заставляют человека ощутить страх за жизнь, жалость к себе. Вслед за этим возникают пугающие своей необъяснимостью изменения в собственном состоянии: это сбой дыхания, аритмия сердцебиения, боль и давление мышц, оттекающих при расслаблении напряжений собранности.
Все это на уровне реального сознания инициирует опасения относительно здоровья, психической управляемости. Человек принимает их за признаки приближения дряхлости, старости, болезней и окончания жизни.
Таким образом, не изучив хотя бы в самых общих чертах собственного строения, человек не может проникнуть своим вниманием далее ощущений, рождающихся оттеканием напряжений собранности, которыми подавляются проявления страха. Пытаясь сдержать проявления рефлекторного страха, он снова входит в состояние собранности, и преграждает себе возможность понять глубины внутреннего мира.
Ему снова приходится удерживать разграничение, отделяющее его от полноты происходящего во внутреннем мире, а неприятием и готовностью к противоборству отсекать от себя большую часть полноты происходящего во внешнем мире. Порой случайная информация пробивается через эти барьеры и зарождает в сознании неопределенность. Но, расчленив свое видение, и этим усиливая невозможность разбираться в сути происходящего, человек не способен получать ответы на свои вопросы.
Боязнь неопределенностей вынуждает его постоянно поддерживать готовность компенсировать возрождаемые им же самим страхи. Это достигается поддержанием ощущения пересыщенности, переполненности, внутренней и жизненной избыточности, совершенства своих представлений о происходящем и лучшем для себя.
В этом положении приходится сдерживать восприятие каких-либо потребностей, устремленностей, интересов, а также торопиться при рассмотрении любой мысли и любого действия. Человеку надо практически все оставшееся внимание занять текущими делами, производимыми в сложных условиях, в перенапряжении и перевозбуждении.
Под влиянием разграничения внимания даже так называемый «чистый четверг» постепенно превратился из дня очищения помыслов, дня воспоминаний и покаяния, каким был изначально, в день генеральной уборки. Так легче справиться с генерациями, которые сами напрашиваются в этот день. В напряженном и возбужденном состоянии человек оставляет свободной совсем небольшую часть внимания.
Как животное, грызущее добычу и торопящееся насытиться, чтобы не отняли соплеменники, человек краешком периферии правого глаза, в настороженности и сверхчувствительности, изредка вскидывает взгляд в сторону будущего. Конечно, он успевает лишь оценить уже начавшееся движение или реализующееся изменение в жизненной ситуации или в себе. По сути дела, наблюдает не будущее, а передний край настоящего, констатирует факт начавшихся изменений.
Например, замечает, что его ребенок начинает грубить, жалуется, что его никто не понимает, не умеет находить взаимопонимание с людьми. Человек тревожится, и пытается что-то сделать. Зарождающаяся и предстающая перед его мысленным взором картина оказывается не связанной с прошлым и настоящим. Она не насыщена информацией о направленности происходящих изменений, а лишь фиксирует их наличие.
Что случилось, когда все это началось, что послужило причиной, не знает, искать и разбираться во всем этом очень трудно. Он не знает, с какой стороны подступить, а тут еще проблемы на работе и со здоровьем. СМИ постоянно пугают новыми сообщениями и непредвиденных событиях.
Все эти неопределенности переплетаются и создают одну большую неразрешимую неопределенность. В ответ на которую система инстинктов заставляет усилить уровень неприятия и готовности к противоборству, а также внутреннюю собранность. Человек концентрирует внимание на текущем действии или мысли, чтобы спокойно любоваться имеющимся в себе и в своей жизни или заниматься сторонними интересами.
Желание отвлечься и улучшить настроение заставляет полностью использовать весь остаток внимания. Как только человек займется чем-то приятным, восприятие информации о начавшихся изменениях теряется, и он хоть на время успокаивается. Конечно, проблемы сами по себе никуда не деваются и через некоторое время с новой силой наваливаются на него.
Таким образом, оставаясь под управляющим действием системы инстинктов, продолжая разделять в своем видении происходящее во внешней сфере и во внутреннем состоянии, человек не может решить свои сложные жизненные задачи. У него хватает внимания и сил только на то, чтобы на какое-то время прятаться от них.