Прежде чем продолжить рассмотрение негативного влияния импульсного, то есть разрывного способа ведения жизни, в котором работа противопоставляется отдыху, необходимо еще раз отметить, что речь идет о противопоставлении активности и отдыха разумной системы, а не физической. Организм человека, безусловно, требует отдыха, ухода, питания и прочего. Но именно разум способен оптимальным образом регулировать процесс потребления. Кроме того, разум олицетворяет творческое начало в человеке.
Рассмотрение жизненного процесса «от общего», то есть с позиции разума позволяет одновременно учитывать физические и духовные потребности человека. Человек становится способным наблюдать за жизненной ситуацией со стороны, когда его физические и духовные потребности не вступают в противоречие и не ущемляют друг друга. Духовные потребности могут быть удовлетворены только в случае равновесности внутреннего состояния. Система инстинктов строго следит за тем, чтобы были обеспечены базовые потребности: еда и тепло. Поэтому всегда находится в готовности выразить сомнение в том, что человек способен обеспечить условия для продолжения жизни в будущем.
Более того, подход «от общего», от наблюдателя, когда главным является продление жизни, и нет противопоставления отдельных ее направленностей, позволяет изменить представление каждого о самом себе, посмотреть на себя не как на женщину или мужчину, а как на Человека. Происходящее при этом повышение уровня внутренней свободы содействует проявлению более совершенных возможностей разума.
Внутренняя свобода повышается за счет того, что уходит необходимость поддерживать генерации сравнения, а также животную позицию «нравится» или «не нравится». Это не означает, что все разумные люди представляют себя бесполыми существами, становятся своего рода роботами, озабоченными возобновлением новизны в мировоззрении. Снизить уровень внутренней свободы, восстановив представление о себе, как о представителе одного из полов, дело одной минуты. Стоит захотеть и желание сразу будет удовлетворено.
Но рассмотрение сложной жизненной задачи с общей позиции «Человека» позволяет сразу вычленять наиболее общие черты, присущие как мужчине, так и женщине, и глубже проникать в физическую суть рассматриваемой ситуации. Отсутствие мысли о том, что окружающие нравятся или не нравятся, не мешает думать, к тому же устраняет дистанцию. Что высвобождает внутренние резервы, которые тратились на поддержание общего неприятия ко всему вовне и брезгливости. В то же время уходит желание как можно лучше и быстрее реализовать полезное действие для близких или симпатичных людей, а также представление о том, что с посторонними можно не церемониться.
Каждому хочется, чтобы в нем в первую очередь видели человека, а потом все то, чем он обладает.
Но прежде чем предстать перед другими «Человеком», надо почувствовать человеком себя. Чтобы желание удовлетворилось, надо четко знать, в чем оно заключается. Требуется правильно назвать то, что хочется получить или сделать. Правильное название позволяет правильно формулировать свою жизненную позицию и свое внутреннее состояние. В данном случае четкая мысль определяет такие же четкие потребности и интересы.
Желание представить перед другими людьми человеком, должно быть подтверждено внутренним состоянием. Но внутри себя каждый предпочитает быть представителем пола, чтобы иметь возможность отстаивать свое место в стае. Особенно этим пользуются женщины, если считают свои силовые возможности заведомо проигрышными по сравнению с силами мужчин. В том случае, когда женщины считают свои силы равными, они обретают мужские качества, которые никак не вяжутся с их внутренним настроем.
Множество мужчин, которые не используют силовые возможности, выглядят женоподобными. В любом случае те и другие неосознанно стремятся найти в себе и показать другим нечто, кроме принадлежности к определенному полу. К сожалению, подчиненность животной смысловой идее не позволяет выйти из позиции «участника», в данном случае из позиции мужчины и женщины, и посмотреть на жизненный процесс и себя в нем со стороны, с позиции «наблюдателя».
Неспособность увидеть единую модель жизненного процесса с опорой на главное для себя не позволяет создать соответствующее внутреннее состояние. Еще раз повторюсь, что в разумных преобразованиях состояние важнее слов. Не имея соответствующего состояния, в котором человек ощущает себя «Человеком», он не может объяснить другим, чего от них хочет.
И тогда, руководствуясь установками системы инстинктов, человек начинает отмечать то, что ему не нравится, каким быть не хочется. Один не хочет быть слабым и без причины проявляет свою агрессивность и напор. Другой не имеет достаточно сил для борьбы и протестует против силы вообще. Но весь свой повышенный уровень энергонасыщенности направляет против себя, выставляя его против собственной слабости, неспособности бороться на равных.
В итоге каждый стремится к лучшему путем борьбы с тем, что ему не нравится. Поэтому конечная цель этой борьбы не имеет конкретного выражения, а тем более смысла.
Таким образом, следование устремленности системы инстинктов к разделению жизненного процесса на отдельные задачи, главной из которых является пребывание в покое и отдыхе, вынуждает человека во всем использовать животное мировоззрение. Можно рассмотреть любую направленность и увидеть, насколько человек обедняет себя, когда отказывается воспринимать жизнь во всей ее полноте, опираясь на главное.
Неспособность подняться над понятиями мужчина и женщина, чтобы почувствовать себя «Человеком», и ведет в итоге к ощущению одиночества, ненужности окружающему миру и людям в нем. Вынужденный всю жизнь доказывать, что не хуже, а даже лучше других, человек устает, и замыкается.