Мы говорили о полезном для животного импульсивном способе ведения жизни, его стремлении достигать обеспеченности всем необходимым в будущем путем сдерживания расхода имеющегося, его экономией. В межчеловеческих отношениях способ экономии энергии не является оптимальным. В современном обществе не существует проблемы с обеспеченностью, все необходимое можно получить в обмен на свой труд, на полезное участие в жизни людей и окружающего мира.
Лишь в том случае, когда человек берет заведомо больше, чем приносит пользы, ему приходится защищать свои обретения. Он не уверен, что сможет их восстановить, если по какой-либо причине лишится. Не определенный в объеме необходимого и достаточного для продолжения жизни, человек всегда берет больше, чем необходимо. Так велит инстинкт самосохранения жизни. По этой причине любое обретение неосознанно бережет, сохраняет и экономно тратит.
Даже если он уверен, что спокойно относится к вещам, своим знаниям, жизненному опыту, вниманию, это спокойствие является кажущимся. К чему-то действительно относится ровно, но при этом прячет даже от себя все остальное, чем компенсирует устремленность к большему. Например, согласен с размером зарплаты, но при этом едой, впечатлениями, вниманием других людей, сторонними интересами компенсирует неопределенность в достаточности.
Необходимо учитывать, что импульсивным образом жизни, то есть устремленностью в покой, спокойствие и отдых человек лишает себя главного – возможности получать удовольствие от самого процесса жизни. Жизнь, это движение. Даже если человек физически неподвижен, в движении находится его разум. Ночью тело физически отдыхает, но в организме не прекращается ни одна функция. Наоборот, разум анализирует дневную информацию и к утру человек просыпается со свежими идеями.
Неопределенность в достаточности вызывает неосознанную тревогу за сохранность всего, чем он обладает. И это тоже является причиной, не дающей возможности получать удовольствие от пользования ими, значит, от самого процесса жизни.
Человек хотел бы ничего не сохранять и не оберегать. В доказательство того, что легко относится ко всему, часто меняет предметы одежды, обихода. Но это ничего не означает, если смысловой нацеленностью является сохранение существующего неизменным. Его первичной мыслью является стремление – все остановить, застопорить, зафиксировать, чтобы не происходило изменений. Все следующие мысли являются производными от внутреннего состояния. Хорошее настроение – легко относится к происходящему, в том числе принимает изменения. Настроение плохое – все становится немило, хочется одного – ни о чем не думать.
Таким образом, приверженность человека к опоре на животное мировоззрение предполагает проявление инициативной активности во внешнем круге жизни в случае наступления крайней необходимости. Для животного это голод или даже истощение. Для человека – не терпящие отлагательства проблемы со здоровьем или в жизненной ситуации. Об этом свидетельствует поговорка: гром не грянет, мужик не перекрестится.
Так организуя свою жизнедеятельность, человек не стремится системно и последовательно осознавать происходящее, углублять свои знания о строении мира, жизни и самого человека, обновлять картину представлений о будущем, главном для себя, направленности жизненных интересов, необходимом и достаточном в будущем. Он вообще не видит интереса в том, чтобы думать о смысле жизни, а вспоминает об этом, когда жизнь загоняет в угол и некуда деваться. В это время человек не жалеет времени на обдумывание общих вопросов. Он уверен в том, что решит свои проблемы, и сможет вернуться к прежнему образу мыслей и жизни, к устремленности в покой и отдых.
Но выясняется, что найти ответы на вопросы, касающиеся направленности изменений к лучшему удается далеко не сразу, они приходят только при наличии системно обновляемой базы данных о жизни, базы своих наблюдений относительно происходящего во всех сферах жизни. В них наблюдаемые изменения соединены обоснованными представлениями о причинах и смысле изменений. Другими словами, если в видении человека располагается не статичная картина жизни, а ее движение, процесс возобновления. Наблюдая направленность изменений, он на основании этого проецирует представление о будущем, о лучшем для себя в нем.
Эпизодические, бессистемные попытки ответить на вопросы организации сознания и жизни вводят в сомнения. Недостаточность информационной базы предлагает множество вариантов изменений к лучшему, и недоверие к выбранному варианту.
Устремленность к импульсивному, неритмичному образу мышления и ведения жизни лишает человека возможности быть последовательно и системно полезным по своим связям. Его полезные действия ограничиваются ответом на просьбы. Но таким способом не создаются действительно взаимозависимые отношения.
Да и сам человек, опираясь на импульсивную форму организации жизни, видит для себя лучшим, меньше тратиться для других, а больше экономить расход энергии. В отличие от животного, он не впадает в спячку, а продолжает трудиться. Возведенный им в себе барьер сдерживания становится препятствием, которое приходится постоянно преодолевать.
Он устает, ощущая в итоге слабость и низкий уровень дееспособности. Продолжая подчиняться установкам животного мировоззрения, стремится глубже входить в режим покоя и сдерживания расхода жизненных сил. Незаметно вводит себя в состояние, когда самые обычные действия даются с трудом. Вместо удовольствия от жизни постоянно ощущает тяжесть, и теряет интерес к ее продолжению. Но умирать не хочется. И это заставляет пугать себя страхом перед окончанием жизни, энергией которого обеспечивать возобновление жизненной активности.
При этом расшатывает психику, нервную систему, изнуряет тело. Разум, лишенный устремленности к совершенствованию, деградирует. Человек приближается к животному, которое со страхом реагирует на каждый звук, шорох и дуновение ветра.
Таким образом, боязнь ведения изменений к лучшему заставляет человека искать удовольствие в реализации отдельных желаний, но при этом упорно вести свою жизнь в сторону деградации.