Необходимо учитывать, что состояние сытости присутствует в сознании каждого человека, не устремленного быть системно и реально полезным. Оно формируется действиями системы инстинктов, чтобы люди не «охотились» друг на друга. Это состояние не мешает поддерживать добрые отношения «в стае».
Животное состояние сытости играет негативную роль в плане углубления взаимопонимания с партнерами. Человеку никто не нужен, вернее, его никто не интересует настолько, чтобы глубоко вникать в его проблемы. Состояние безразличия обязательно подкрепляется рефлекторными напряжениями общего неприятия ко всему вовне. Пищевод и желудок приподняты, на правой стороне лица отчетливо прослеживается гримаса брезгливости.
Окружающие вызывают ощущение рефлекторной брезгливости не своим внешним видом, а самим наличием проблем. В состоянии сытости даже собственные дети или очень близкие люди вызывают чувство неприятия, которое приходится подавлять, чтобы реализовать полезное действие. Подавление неприятия заключается в осаживании на место пищевода и желудка, создании на лице маски участия.
Происходит это не потому, что человек такой злобный, что не хочет помочь. Он хочет, но не может быть реально полезным в решении сложных жизненных задач, пока находится в состоянии сытости, в ощущении переполненности пересыщенности. На уровне рефлекторных связей процесс инициативной активности имитирует разжевывание новой порции пищи, а затем глоток, то есть насыщение и ощущение удовлетворенности. Но в состоянии сытости проглоченной пище некуда деться, система инстинктов фиксирует заполнение желудка.
Вступив на путь разумных преобразований, в то же время, руководствуясь установками инстинктов, человек стремится сначала образовать состояние сытости, убедиться в отсутствии чувства слабости, болезненности, а потом быть полезным. Устремленности животной системы и системы разума входят в противоречие. Человек тщательно готовит себя для того, чтобы быть полезным, но оказывается не способным быть полезным реально.
Конечно, он может донести тяжелую сумку, подвезти, проводить или встретить, то есть реализовать отдельное полезное действие. Оно не отнимет много энергии. Но боится растратить тепло, которое с большим старанием сохраняет, пережимая кровоток по конечностям.
Таким образом, чтобы быть системно и реально полезным окружающим и самому себе, требуется приступить к расслаблению состояния сытости. Для этого разобраться, есть ли польза от сдерживания инициативной активности, оценить, что это дает лично себе и найти причину, которая заставляет это делать.
Причиной сдерживания активности, скорее всего, окажется желание брать больше, чем положено. Результат системных и реальных полезных действий заметен не сразу, это не в магазин сходить. Поэтому оценит партнер полезное действие или нет – неизвестно. Вот животная смысловая идея и не позволяет погружаться в длительную по времени активность.
Понимая, что окружающие люди никуда не денутся, с ними и дальше придется общаться, человек найдет довод успокоить систему инстинктов. Ведь более свободное состояние и взаимопонимание стоит дороже любых конкретных обретений. Поэтому отложит в сторону мало значительные и не значимые дела. Это время и внимание потратит на то, чтобы понять, что происходит в жизни близких, в чем они видят главное для себя, к чему стремятся, что заставляет их изводить себя в торопливости и устремленности к большему. Со стороны видно больше. Устремленности быть системно и реально полезным служит зеркалом, в котором отражается собственная жизнь. Человек многое не замечает в себе, но, наблюдая людей со стороны, увидит свои ошибки.
Исправление своих ошибок обязательно отразится на его внутреннем состоянии и настроении. Партнер обязательно заметит это и прислушается к его доводам. Пример является фактором, гораздо более действенным, нежели правильные слова. Самое главное, что человек передает свое внутреннее состояние, повысившийся уровень внутренней свободы, который ощущают на себе окружающие. Так организуя свои взаимоотношения, человек не станет инициировать сдерживающее расход активности действие животной управляющей системы при устремлении быть полезным для окружающих. Он понимает, что не меньше, а возможно даже больше пользы приносит себе. В общении, которое основано на взаимопонимании и согласии он обретает то, что не способен сделать в себе или в своей жизни собственными силами, даже если забудет обо всем и нацелится быть полезным себе.
Отсутствие барьера внутреннего сдерживания позволит ему тратить энергии меньше, чем при сдерживании. Снижение затрат на каждое действие и выделение избытка энергии, который можно потратить на что-то, является для системы инстинктов позитивным сигналом. Если человек обретает больше, а тратит меньше, значит, его активность полностью отвечает не только разумной, но и животной смысловой идее. Ради того чтобы обретать больше и создается мощный барьер сдерживания энергии.
Так происходит замещение управляющего действия системы инстинктов управляющим действием разума.
В том случае когда человек не считает нужным тратить время на подготовку полезного действия, и видит объем своих знаний достаточным, ему приходится тратить много сил для подавления неприятия и состояния сытости. В результате между ним и партнером, которому он стремится быть полезным, образуется «подушка», которая не позволяет партнеру почувствовать внутреннее состояние человека. Отсутствие восприятия внутреннего состояния вводит партнера в заблуждение. Ему надо поверить на слово, что снижение уровня внутренней напряженности принесет пользу ему и его жизни. Если он с уважением относится к человеку, то поверит на слово, но системе инстинктов этого мало. Она не понимает слов и вряд ли оценит его старания.
Скорее наоборот, в ответ на неопределенность внутреннего состояния образует ожидание вреда и ущерба, как от любой неопределенности. Партнер выслушает новые идеи, но сомнения в действенности этих идей в его собственной жизни не позволят их реализовать. Он решит, что в его жизненной ситуации вряд ли можно расслабляться и при этом не терять дееспособность.