В процессе расслабления и активного проявления страха собственной слабости сожаление об упущенных возможностях, нереализованных планах и надеждах рождает мысли о том, что созданный за годы жизни запас является недостаточно надежным и совершенным. Особенно в сравнении с тем, чего удалось добиться людям известным.
Управляемый установками системы инстинктов человек ощущает инстинктивное неприятие к другим людям. С позиции животной системы они принадлежат одной стае и не должны стать пищей друг для друга, не должны друг на друга охотиться. Неприятие является неотъемлемой частью животных генераций, и не позволяет человеку ощущать то, что чувствуют окружающие. По этой причине кажется, что они гораздо проще переносят трудности, болезни, не испытывают страхов и беспокойства. На самом деле, люди состоятельные, обремененные властью и славой, постоянно чувствуют довлеющее действие этих факторов в сознании. Страх обеднеть у богатого гораздо выше, чем у бедного. Слава делает человека зависимым от необходимости ее постоянно подтверждать. Пребывание во власти рождает страх ее потери.
Можно сказать, что люди, взошедшие на вершину известности, в гораздо большей степени не определены относительно своего будущего. Стремление наверх не позволяет думать о том, что будет дальше, как удержаться. Пока находится на вершине, человек ощущает себя сильным, потому что достигнутые возможности включает в объем накопленных запасов. Но, как только намечается движение вниз, а сверху больше некуда идти, ощущение собственной слабости проявляется вдвойне. Теряется не только положение и возможность влияния на других, происходит естественное снижение уровня энергонасыщенности. Поэтому разочарование неминуемо для того, кто достиг вершин. В лучшем случае он превращается в «свадебного генерала».
В том случае когда человек отчетливо понимает обманчивость привычного, избыточно энергонасыщенного состояния, оно теряет свою притягательность для него. Он приходит к обоснованному выводу о том, что количественные показатели в любом случае затрагивают интересы животной системы и являются конечными. Животная смысловая идея «сохранения существующего неизменным» позволяет совершенствовать жизнь только на определенном отрезке времени. Сохранить неизменным ничего нельзя, однажды обязательно наступит момент деградации.
Человек даже стареет не плавно, а рывками. Держится до последнего, а потом вынужден ослабить усилия из-за снижения уровня энергонасыщенности.
Задача «продления жизни» предлагает человеку изменить подход к оценке своего запаса с физических величин, определяющих количество и качество, на величину, определяющую способность к возобновлению на более совершенном уровне. С позиции системы инстинктов, которая строго следит за экономией энергии, процесс возобновления не несет вреда. Человек имеет функциональный запас, который определяется объемом необходимого и достаточного для продолжения жизни, а также степенью неорганизованности жизненного процесса.
Все остальные ресурсы направляет на совершенствование внутренней организации. Что позволяет повышать уровень внутренней свободы и проявлять более совершенные возможности разума. Наивысшее удовольствие от жизни человек получает, лишь раскрыв свои индивидуальные возможности, не такие как у кого-то, а заложенные именно в нем.
Даже понимая все это, человек сталкивается с внутренним противлением. Дело в том, что он не может сразу отказаться от использования количественных и качественных показателей, оценивая свои возможности. Мысль о том, что индивидуальные возможности или совсем не проявлены, или проявлены настолько, что не позволяют опираться на них в процессе ведения жизни, останавливает его на пути преобразований. Он хочет сначала определить, насколько его индивидуальные возможности полезны и действенны, а потом готов отказываться от возможностей силовых.
Ошибочность этой позиции состоит в том, что человек снова инициирует управляющее действие системы инстинктов. Мысли о гарантиях тормозят процесс творчества. Именно в направлении своих индивидуальных возможностей мир шире и глубже раскрывается для человека — для понимания, для реализации полезных ему самому и окружающим действий. Именно в этом направлении он может получить максимум нового, интересного и полезного для себя. Человек ориентируется в новом и использует его в своей жизни. На базе нового реализует изменения к лучшему. Он становится творцом, обретая наивысшее удовольствие от производимого, его результатов и жизни в целом.
Для того чтобы не возрождать ощущения собственной слабости и страх перед ней, не инициировать потребность бороться со своей слабостью, необходимо периодически определяться относительно тех действий, которые придется выполнять в будущем для реализации полноты жизненных функций, задач, для удовлетворения своих потребностей и интересов. В процессе переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем корректировать условия, которые позволят делать это на уровне своих естественных возможностей и в естественных состояниях.
Направленность индивидуальных возможностей формируется соответственно направленности изменений в окружающем мире, значит, потребности окружающих людей в будущем.
Итак, единственной возможностью не воспринимать себя неполноценным, слабым, не бояться своей слабости в будущем является создание и совершенствование конструктивного мировоззрения. Применяя его для осознания происходящего во всех сферах жизни, создавая представление о будущем и устремляя себя быть полезным в своих взаимоотношениях, человек находит главное для себя в будущем, направленность жизненных интересов, необходимое и достаточное для их реализации.
Главное для каждого одно, продление жизни, изменяются лишь жизненные условия. В процессе переосознания человек корректирует направленность жизненных интересов, величину необходимого и достаточного для их реализации. Относительно этого объема организует жизненный порядок, связи, взаимоотношения и взаимодействия. Определяет круг и характер действий, которые придется выполнять в будущем для полноты реализации жизненных функций целей, задач, потребностей и интересов. Создает необходимые условия для их реализации в своих естественных состояниях, опираясь на свои естественные возможности. Так путем постоянного процесса организации своих представлений и жизни человек упреждает сомнения в своих возможностях. Снижение неопределенности в этих вопросах снижает потребность компенсировать страх необеспеченности и слабости.