Во многом выходу из избыточных животных состояний мешает обретенное за годы жизни неверное представление человека о естественном для себя состоянии. Он привык достигать равновесности внутреннего состояния, компенсируя рефлекторными напряжениями страх перед окружающим миром, перед будущим, в отношении своей неполноценности и внутренней неуправляемости. Состояние «пружины», готовой в любой момент среагировать на ситуацию, кажется наиболее оптимальным.
Привычка ощущать себя нормальным при наличии избытка вынуждает воспринимать реально достаточное по уровню сил внутреннее состояние, как ослабленное.
К тому же период расслабления избыточных рефлекторных напряжений является довольно сложным. В организме выделяется множество шлаков. При усилении обмена они выводятся из тех мест, в которых успели накопиться за время поддержания рефлекторных напряжений. Пониженный уровень обменных процессов не давал организму возможности их вовремя выводить, и продукты обмена превратились в сложные соединения. Следовательно, не используемый избыток должен преобразоваться в организме химическим путем.
Процесс преобразования избытка в соединения, способные организмом утилизироваться, сложен. Не менее сложен и процесс выведения продуктов обмена. Печень, почки и связанные с ними органы работают с повышенной нагрузкой. В связи с этим, человек на какое-то время обретает устойчивое чувство усталости и становится вялым.
В том случае когда человек ориентируется на главное для себя, на продление своей жизни, у него возникает потребность найти реальную причину постоянной усталости. Причину он ищет не в том, чтобы оправдать себя и осудить всех и все вокруг. Он не сожалеет о сложившейся жизни, не сетует на невнимание окружающих, а находит слабо организованные моменты в мышлении и во взаимоотношениях с окружающим миром. Отчетливо видит ситуации, в которых использует сил гораздо больше, чем нужно. Человек задает себе вопрос: «почему мне нравится многие годы поддерживать повышенный уровень энергонасыщенности?». Вопрос не простой, но если бы не нравилось уставать, никто бы ни стал себя мучить.
Ответом на этот вопрос является возобновление новизны в мировоззрении и представлениях о жизни, и понимание, что основной причиной является желание иметь больше, чем положено, в том числе сил. Новый взгляд на происходящее в себе и своей жизни обязательно покажет резервы для изменений к лучшему. Он поймет, что сил в организме столько, сколько ему требуется по жизни. Если устает, значит, распределяет их неправильно, все делает с усилием, как будто собирается рубить дрова, а не отрезать кусок хлеба.
Понимание происходящего позволяет сопутствовать обменным процессам. Человек пьет соки, морсы, увеличивает двигательную активность, а самое главное направляет избыток энергии в позитивное русло. Устремленный быть системно и реально полезным ищет возможность организовать свою жизнь и жизнь окружающих.
В том случае когда человек пугается расслабления и не считает нужным провести переосознание, он привычно стремится преодолеть усталость воссозданием избыточной энергонасыщенности и напряженности. Чувство усталости, а также непривычное отсутствие избыточности и возбуждения представляется ему ослаблением собственных возможностей. Ведь представление о лучшем для себя во внутреннем состоянии устойчиво опирается на наличие сил в количестве несколько большем, чем необходимо для реализации жизненных действий.
Что приводит к восстановлению первоначального уровня перенапряжений. Обменные процессы вновь тормозятся и в дальних углах периферии организма продолжают оседать шлаки.
Необходимо учитывать, что в современном мире человек не голодает и ему не угрожает состояние истощения и дистрофии. Поэтому небольшая нехватка сил, которая сопровождает процесс расслабления, не страшна. К тому же в любой момент можно подкрепиться. Животному опасно быть слабее соплеменников или иметь сил меньше, чем потребуется для охоты за добычей. Добыча может ускользнуть, а сам он не сумеет убежать от более крупного хищника. Да и соплеменники не станут дожидаться, когда он поделится с ними добычей, а устремятся отнять ее.
Поэтому для животного, которое борется за кусок с соплеменниками, с другими хищниками или с добычей, действительно лучше поддерживать предельно избыточную энергонасыщенность.
Человек в избыточном состоянии обретает свойственное животному отношение к происходящему и будущему. Он начинает чувствовать себя независимым. На уровне реального сознания это выражается в его отношении не оптимальности, к отсутствию порядка в настоящем и к условиям деятельности в будущем. Это пренебрежение, равнодушие. Он считает, что все само собой образуется, надеется на избыток своих сил.
Совсем по-другому складываются отношения с будущим, когда человек ощущает даже небольшой недостаток сил. Имея уровень внутренней энергонасыщенности несколько меньше, чем необходимо для реализации текущих действий, человек вынужден задумываться об организации своей жизни. Более того, он понимает, что в будущем сил станет меньше, поэтому всегда думает об условиях реализации подобных действий в будущем. Он вообще больше думает о будущем, которое перестает быть закрытым ощущением независимости.
Поддерживая несколько меньший, чем необходимо, уровень энергонасыщенности, он начинает готовиться к тому, чтобы глубже разобраться в сути производимого и намечаемых изменений. Отсутствие желания конфликтовать и преодолевать сопротивление своим начинаниям со стороны близких, знакомых и партнеров инициирует интерес к поиску взаимопонимания с ними. Объяснив смысл своих намерений, он достигает нужный уровень единства видения лучшего, взаимопонимания, согласия и общих интересов.
Не имея избыточности во внутреннем состоянии, человек не торопится, чтобы ее израсходовать. В связи с этим, сами действия, выполненные без спешки, оказываются более оптимальными и имеют высокое качество. Таким образом, современному человеку недостаток энергонасыщенности открывает путь к тому, чтобы спокойно обдумывать свои намерения, значит, совершенствовать организацию своей жизни.