Итак, жизненный процесс, если его рассматривать во всей полноте, охватывает три сферы, которые требуется учитывать в процессе ведения жизни. Это направленность развития общего процесса цивилизации, взаимодействие с окружающими людьми и происходящее в своем организме.
Для иллюстрации представим себе человека в виде пирамиды потребностей. В основании этой пирамиды лежат потребности физиологические, связанные с обеспечением едой и теплом. В средней части находятся потребности взаимодействия с окружающим миром и людьми. Вершина пирамиды, это потребности информационные.
В том случае когда человек поддерживает животную смысловую идею, он находится в позиции «участника». В его представлениях о жизни три сферы никак не связаны между собой, и в модели пирамиды они разделяются жесткими горизонтальными плоскостями. Человек удовлетворяет потребности каждой части отдельно. Насыщает организм, ухаживает за своим телом, создает запасы на черный день. Расширяет круг связей и знакомств, увеличивая этим тот же запас на черный день.
Верхняя часть пирамиды потребностей отвечает за информационное обеспечение. Неудачные попытки человека осознать все происходящее пугают, он путается в информационных потоках, и вынужден оценивать происходящее на вкус. Он делит все по принципу «нравится – не нравится, правильно – неправильно, хорошее – плохое». Обилие неопределенного пугает и заставляет готовиться к худшему, для чего пополнять запасы.
Хотя в реальности его жизнь тесно связана и практически во всем зависит от множества людей, так как покупает выращенные и уже приготовленные к употреблению продукты, носит готовую одежду, живет в благоустроенном доме, все равно человек стремится к независимости от всех и от всего. В результате пользуется своим вкусом, подчиняется перенятым у родителей или других авторитетных людей правилам, установкам, представлениям о жизни.
Таким образом, от внимания человека ускользают процессы, системно проистекающие во внешнем мире, в его жизни и в его внутреннем мире, они остаются незамеченными. Именно поэтому для человека становится возможным, опираясь на установки инстинктов, поступать не на пользу себе и своей жизни, а во вред.
На самом деле все внутренние и жизненные процессы имеют протяженность во времени, и вся полнота последствий становится доступной для видения и понимания на значительном интервале времени. Именно этот интервал и выпадает из внимания человека, сконцентрированного в круге насущного, на текущем действии и в пределах настоящего. Человек разрывает в своем видении эти связи, попросту не учитывая их.
Со временем в его организме, психике, разуме, в жизненных связях возникают всевозможные неприятности. Но он воспринимает их случайными. Либо относит к несовершенству собственного организма, его систем и структур, а также к несовершенству окружающего мира, социума, его злонаправленности. Человек, управляемый установками системы инстинктов, не способен оценить несоответствие установок инстинктов и реальной пользы от их реализации. С позиции системы инстинктов все эти установки являются полезными. Человек живет в организованном обществе и даже не замечает, что разрушает свой организм, психику, разум, свои возможности, взаимоотношения с близкими, знакомыми и партнерами. Система инстинктов подсказывает, что все хорошо, поэтому в нем не просыпается потребность что-то изменять в своих представлениях о происходящем, будущем, лучшем для себя в своем мировоззрении и в организации своей жизни.
В том случае когда человек чувствует на себе негативное действие поддержания животной смысловой идеи в современном мире, в его сознании происходят кардинальные изменения. Эти изменения выражаются в разрушении границ между тремя сферами жизни. Человек в первую очередь заботится о том, чтобы в процессе информационной и деятельной активности оценивать смысловую направленность своих намерений. Чтобы понять, зачем что-то делать, он стремится оценить свои планы относительно предельных для себя возможностей осознания широты происходящего, глубины понимания и дальности видения будущего.
Затевать такое исследование ради каждой мысли и каждого действия нереально. Но человек поддерживает представление о главном для себя и своей жизни. В процессе переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем восстанавливает в видении приоритеты, и затем ориентирует свою активность относительно них. Для решения текущего или важного для жизни вопроса ему достаточно вспомнить о том, что является главным для него – продление жизни.
Далее ничего не стоит оценить, что важнее – настоять на своем мнении или обеспечить продление жизни, отступить в мелочи, но оставить возможность диалога и углубления взаимопонимания.
В первую очередь человек заботится о том, чтобы, используя познания, углублять понимание основ строения мира, жизни и самого человека, тем самым содействовать расширению радиуса доступности в осознании происходящего, происходившего и будущего. Что позволяет реально видеть значимость существующего в себе и в своей жизни, во все большей мере осознавать полноту последствий от реализации своих намерений, глубже осознавать результаты произведенного и производимого в жизни и внутри себя.
Действуя таким образом, человек постепенно выравнивает направленность хода своей жизни, приближая ее к оптимальной, соединяющей его наиболее полезные возможности с происходящим в окружающем мире и конкретностью жизненной ситуации. Он перестает пользоваться накопленными за годы жизни штампами и клише, хранящимися в памяти, а живет возобновлением всего в себе и своей жизни. Возобновление новизны в мировоззрении и представлениях о жизни «омывает» все составляющие пирамиды потребностей и позволяет представить в новом свете то, к чему он успел привыкнуть.
Главное имеет всепроникающее влияние и позволяет произвести изменения к лучшему во всех без исключения составляющих жизни. Что ведет к повышению уровня внутренней свободы и проявлению более совершенных возможностей разума. Организм использует более свободное внутреннее состояние для повышения уровня жизнестойкости и жизнеспособности, то есть продления жизни.