Для того чтобы суметь расслабить животные состояния жалости к себе и концентрации, необходимо понять их физическую суть. При желании устремления, рождаемые в человеке животным состоянием жалости к себе, преобразуются в устремления, рождаемые разумной направленностью изменений к лучшему в себе и своей жизни. Ведь состояние жалости к себе, по сути, является проекцией разумной устремленности к продлению жизни, но реализуемой в среде дикой природы, живущей по законам борьбы за существование.
Животные не имеют возможности прогнозировать события будущего, предвидеть жизненные ситуации и обстоятельства, поэтому не в силах проецировать свои намерения по совершенствованию своего жизненного порядка. Другими словами они не могут вести изменений к лучшему в себе и своей жизни. Животное, опираясь на заложенные рефлекторные программы, стремится сохранить свою жизнь с наименьшим ущербом и потерями, так как представляет окружающий мир не прогнозируемым стечением обстоятельств и случайностей.
Животная жалость к себе заставляет человека первичную роль при наблюдении и осознании отвести состоянию настороженности, сверхчувствительности, собранности и готовности ко всему, чтобы суметь сохранить и продолжить свою жизнь. Главное, это суметь защитить себя, а всем остальным устремлениям и интересам, а также осознанию результатов своих мыслей и действий отводится роль вторичная.
Именно поэтому жалость к себе и стремление к экономии заставляет концентрировать внимание на текущем моменте. О чем бы человек ни думал и чем бы ни занимался, по мнению системы инстинктов, он находится на охоте. Следовательно, должен заботиться о том, чтобы не попасть в лапы крупного хищника. Человек оценивает лишь непосредственные, видимые изменения. Он строит свои мысли и действия не сообразно линии лучшего для себя в будущем, а относительно колебаний в среде окружающей жизни, реализующихся вблизи. Его внимание охватывает пределы временного интервала, относимого к понятию настоящего.
Все, что относится к следующему текущему действию, это другая охота. Человек переходит от одного дела к другому, и каждый раз создает вокруг себя силовое поле собранности, настороженности, сверхчувствительности и готовности ко всему.
При этом изменения во внутреннем мире он также оценивает состояниями настороженности и сверхчувствительности. Это связано с тем, что любые движения во внутреннем мире снижают уровень настороженности, сверхчувствительности, собранности и готовности ко всему. Можно сказать, что происходящее во внутреннем мире, в частности в собственном теле, отвлекает от наблюдения и осознания того, что происходит снаружи, в непосредственной близости от тела. То, что мешает, вторгается в пределы текущего действия, является хищником, угрожающим жизни. Для человека, управляемого установками системы инстинктов, текущее действие является добычей того, чего не хватает для продолжения жизни. Поэтому помеха в его реализации угрожает жизни.
Конечно, в состоянии жалости к себе, концентрации внимания, старательности и экономии энергии человек не интересуется долговременными процессами окружающего мира и собственной жизненной ситуации. Ему важно реализовать собственные интересы и удовлетворить потребности. Что он и делает, не продумывая смысл производимого и его последствия. Главное, это обрести больше, затратив меньше времени и сил, то есть экономно расходуя энергию.
Таким образом, действиями системы инстинктов внимание, сконцентрированное в пределах текущего действия, не охватывает изменения внешних обстоятельств. В связи с чем, сознание человека не удерживает полноценную перспективу изменений в окружающем мире, в жизненной ситуации. Что не позволяет думать о смысле жизни в будущем, о направленности жизненных интересов, определять необходимое и достаточное в будущем.
Вступив на путь разумных преобразований, и, ощущая необходимость думать о происходящем вокруг, о будущем, о смысле жизни и направленности жизненных интересов, человек испытывает генерации животной жалости к себе. А еще через некоторое время ощущает снижение уровня готовности к жизни. По сути дела, наполняющую устремленность к лучшему воспринимает, как генерацию, снижающую его способность сохранять и защищать себя и свою жизнь, и тем продлевать ее.
На самом же деле устремленность к лучшему является более совершенным выражением идеи о сохранении жизни. В ее основе заложена потребность поддерживать себя и свои жизненные связи хотя бы не в худшем виде и в не меньшей полноте. Устремленность к лучшему – это задача, следующая после сохранения жизни. Но для ведения изменений к лучшему нужны другие возможности, инструменты и порядок организации жизненной активности, времени, внимания и средств.
Животному все эти меры неведомы, ему не на что опереть свои намерения относительно будущего. Человек способен создать конструктивное мировоззрение и применять его при осознании происходящего и создании полноценной картины будущего. На основании этого отчетливо видеть и понимать возможность изменений существующего в себе и в жизни.
Все зависит от желания человека освободиться от концентрации внимания и жалости к себе. Ведь возможность ведения изменений к лучшему заключается в создании благоприятных условий взаимодействий и взаимоотношений с окружающим миром и людьми в нем. Поиск взаимопонимания, согласия и единства видения лучшего, вот что является основой изменений к лучшему.
Состояние жалости к себе в своей основной устремленности не противоречит разумному ведению жизненного процесса к лучшему. Если человек опирает свои намерения на обоснованные представления о направленности изменений в окружающем мире, происходящем в жизни и в себе, он понимает полноту последствий производимых изменений.
Обоснованные намерения не вызовут у системы инстинктов потребности вмешиваться своими генерациями в процесс воссоздания представлений о лучшем для себя в будущем. Эти представления уже существуют, так как известны и понятны их последствия и влияние на жизненную ситуацию, на реализацию внутренних функций, задач и процессов в организме, психике и разуме человека.