На уровне рефлекторных связей состояние жалости к себе и устремленность к экономии расхода жизненной активности реализуется поджатием желудка и пищевода. Состоянием собранности они образуют с имитируемым «нажеванным» за левой щекой единую линию. Кроме того, образуются напряжения ежения, пережатия кровотока по конечностям. Что позволяет удерживать тепло в центральных органах тела. Прижатие всем телом к внутренней линии опоры создает физическую основу общего неприятия ко всему вовне, в том числе к взаимоотношениям во внешнем круге жизни. При расслаблении этих напряжений ощущаются откатные состояния. Возникает слабость, чувство потери внутренней управляемости, страх за жизнь из-за возможности подавиться «нажеванным». Самое главное, что усиливается жалость к себе. Это чисто физиологическое состояние, обусловленное необходимостью привлечения внимания для контроля ротовой полости и глотки. Но человек не различает физиологические проявления и реальные. На уровне реального сознания жалость к себе воспринимается относящейся к жизненным взаимоотношениям, и вызывает обиду на всех и на все вокруг. Создается впечатление, что освободиться от жалости к себе невозможно.
Если человек не понимает сути происходящего в откатных состояниях, он при первых признаках жалости усиливает напряжения собранности и восстанавливает начавшиеся расслабляться рефлекторные напряжения. В связи с чем, еще сильней поджимает пищевод и желудок, к «нажеванному» за левой щекой, возвращаясь в начальное, перенапряженное состояние.
Для того чтобы генерации жалости к себе не перехватывали пути управления сознанием, необходимо не позволять укореняться в своем видении идеям о злонаправленности окружающего мира, о том, что всего на всех не хватит, а побеждает сильнейший. Окружающий мир, цивилизация – есть соединение полезных для человека условий и возможностей, предлагаемых системами и структурами общества, позволяющих оптимально организовывать свой жизненный процесс.
Полезных условий и возможностей может быть недостаточно, но мир все время умножает их количество и совершенствует их качество. Этим в процессе развития увеличивает свое позитивное действие на жизнь человека. Самому человеку надо учиться понимать главное для себя, необходимое и достаточное, развивать в себе возможность, будучи полезным, обеспечивать себя этим в будущем.
Чтобы не поддерживать в сознании идею о том, что на всех всего не хватит, важно понять, что всего и не нужно. Организуя взаимозависимые отношения, каждый человек в силах обеспечивать себя всем необходимым, никого не побеждая. Увеличивая уровень взаимопонимания и общих интересов, он способен создать такую структуру жизни, в которой все ее участники реализуют свои интересы. Что позволяет им всем максимально проявлять индивидуальные возможности и реализовывать их по жизненным связям.
Следующей мыслью, которая не должна задерживаться в сознании, является животная установка о том, что всего на всех не хватит, и каждый непродуманный шаг может стоить потери сил.
В современном мире у человека нет проблем с добычей пищи. Если он не бездельник, то, проголодавшись, в любой момент без особого труда и не подвергаясь опасности, может восполнить энергию, даже если она была потрачена напрасно. Чтобы чувство жалости к себе не возникало, необходимо готовиться к любому действию. Конечно, делать это надо, воссоздавая представление о жизненном процессе в целом, опираясь на главное для себя и своей жизни. Путем систематического переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем поддерживать позитивную направленность мышления, искать во всем лучшее.
Например, человек собрался в магазин, считая, что народу мало, и он быстро управится с покупками. Народу оказывается неожиданно много, ему жалко времени, даже если он никуда не торопится, настроение испорчено и возникает жалость к себе. Этого не происходит, если процессом переосознания он нацелен на поиск лучшего во всем. В этом случае, собираясь в магазин, он обязательно предполагает несколько вариантов развития ситуации и ищет лучшее для себя в каждом из них. Если народу мало – он сделает покупки и займется дальнейшими делами. Если много и он решит не стоять в очереди, значит, прогулялся. Если решит в очереди постоять, то у него всегда есть о чем подумать, есть сложная жизненная задача. Итак, важно самому не пугать себя потерей энергии.
Жалость к себе рождает необходимость быть готовым ко всему в отношении внешней ситуации жизни. Животному готовность ко всему и собранность необходимы, они помогают сокращать время реакции в процессе решающего броска за добычей или от крупного хищника. В межчеловеческих отношениях нет ситуаций, в которых время действия определялось бы долями секунды. Большего выигрыша поддержание внутренней собранности и готовности ко всему человеку не дают. Конечно, существует опасность внезапного нападения в темном переулке или подъезде. Но, постоянно поддерживая готовность ко всему, разрушающую организм, нервную систему и психику, можно убить себя гораздо раньше. Можно настолько ослабеть от перенапряжения, что ни собранность, ни готовность к противоборству не помогут в схватке, а убежать не хватит сил.
В том случае когда человек содействует расслаблению состояния собранности, готовности к противлению, ослабляет напряжения ежения и пережатия кровотока по конечностям, он повышает уровень внутренней свободы и свободы действий. Становится внутренне управляемым. Уходит потребность концентрировать внимание. Человек становится способным осознавать информацию, идущую извне. В связи с чем, оценивать доступные его пониманию признаки опасности.
При необходимости рефлекторные напряжения восстановятся мгновенно, ведь инстинкт самосохранения никуда не девается. Наоборот, снижение внутренней напряженности перестает мешать физиологическим процессам, и реакции становятся точнее, руки сами ловят падающие предметы.
Таким образом, передавая управляющее действие системе разума, человек облегчает работу системы инстинктов. Она меньше отвлекается на реализацию дополнительных функций, а больше занята управлением физиологических процессов в организме. Что содействует его жизнестойкости.