Продолжим рассматривать попытки человека разобраться в причинах беспокойства животным способом, воссозданием состояний собранности, готовности к противлению, настороженности и сверхчувствительности.
Итак, человек не может заставить себя, не пребывать в состоянии замысла. Он не может не удерживать и не прятать от окружающих свои догадки о происходящем в их сознании и жизни. Управляющее действие системы инстинктов требует от него сохранять свои планы, намерения, жизненные задачи от всего, что может помешать их реализации. Вместо того чтобы разбираться со своими проблемами и одновременно искать взаимопонимание с окружающими, человек вынужден учитывать те затруднения, которые могут исходить от этих людей. В этом проявляется управляющее действие системы инстинктов, заставляющей создавать замыслы.
Поэтому, в любом общении он ощущает потребность сдерживать свою активность, экономить энергию и силы. Это происходит всегда, когда человек не нашел смысл общения, пользу для себя. Система инстинктов создает свой смысл, заставляет его экономить во всем, образует сдерживающее активность действие.
В меру ощущения силы сдерживающего действия человек чувствует, как что-то заставляет его сдерживать стремление быть полезным. Причем, сдерживание полезной активности распространяется не только на окружающих, но и на самого себя. В сознании крутится одна мысль: «я не знаю, что делать». Кроме этой мысли в голову ничего не приходит. И человек тормозит себя при обдумывании жизненных ситуаций и проблем, а также в реализации всей полноты действий, которые мог бы произвести.
Возникает полная аналогия с отношением к любым жизненным событиям. Устремленность быть системно и реально полезным вызывает беспокойство. Разбирается он с этим беспокойством привычным способом. В меру уровня сдерживания своей устремленности и возможности быть системно и реально полезным образует напряжения скрытности, замысла, а также настороженности и сверхчувствительности. Настороженность и сверхчувствительность помогают контролировать замысел и скрытность. Окружающие не должны заметить, что он делает для них далеко не все, что мог бы сделать.
Человек проявляет чувство долга, выполняет привычные действия, говорит успокаивающие слова, демонстрирует свое участие, жалеет, сочувствует, сопереживает и все. Животные генерации делают все его действия поверхностными, не позволяют глубоко вникать в проблему даже близких людей. Кроме того, приводят к быстрой усталости. Вместе с усталостью возникает ощущение того, что он сделал все, что мог, и в состоянии довольствования направляется отдыхать.
Происходит удивительная вещь. Человек уступает установкам системы инстинктов и сдерживает свою активность во всем, в том числе в устремленности быть системно и реально полезным. Но куда уходит сэкономленная энергия? Вся сэкономленная энергия и силы уходят на поддержание напряжений и генераций собранности, готовности к противлению, скрытности, замысла и контроля скрытности с помощью настороженности и сверхчувствительности.
Для животного, обитающего в среде дикой природы, эта экономия имеет смысл. С ее помощью можно избежать встречи с крупным хищником или перехитрить и поймать добычу. Для человека никакого смысла от подобной экономии нет. Наоборот, он меньше отдает и меньше получает. Пользы от его взаимоотношений с партнерами и другими людьми гораздо меньше, чем могло быть.
А самое главное, что привычка сдерживать свою активность инициирует в человеке ощущение собственной неполноценности. Ведь ему приходится не просто останавливать себя, а уверять в том, что он не знает, что делать. В данном случае необходимость сдерживать свою устремленность быть полезным воспринимается как недостаток сил или возможностей. Что инициирует в сознании представление о собственной неполноценности и осложняет общение.
Человек вынужден скрывать от взглядов окружающих собственное чувство неполноценности и ущербности. А это означает, что он снова должен входить в состояние замысла, создавать дополнительное напряжение, отчего еще больше уставать в общении и еще меньше ощущать способность быть полезным. Кроме того, должен компенсировать избытком внутренней энергонасыщенности и собранности ощущение собственной ущербности и неполноценности.
Так, не устремляя себя ориентироваться в главном для себя и своей жизни, воссоздавать представление о полноте жизненного процесса, человек делает себя не способным осознанно оценивать необходимое для себя в перспективе. В связи с чем, не может определить пользу существующих жизненных связей.
Отсутствие смысла и конкретной пользы для себя в общении с близкими и окружающими инициирует управляющее действие системы инстинктов, которая реагирует сдерживанием реализации жизненной активности и устремленности быть полезным. Привыкая ощущать свою неспособность во всей полноте быть реально полезным, человек вынужден для подавления восприятия своей слабости, образуемого чувством неполноценности и ущербности, поддерживать высокий уровень избытка энергонасыщенности и внутренней напряженности. Ему нельзя показать свою несостоятельность.
В итоге, не устремленный быть полезным человек многое проигрывает, во-первых, нарабатывает ощущение ущербности и неполноценности, во-вторых, образует неприятие к близким, знакомым и окружающим. Неприятие вызывает обида за то, что ему ущербному приходится беспокоиться за них, участвовать в их жизни, решать их жизненные вопросы. Человек тяготится своими обязанностями, так как система инстинктов подсказывает, что это они должны помогать ему слабому.
В итоге для компенсации собственной ущербности привыкает поддерживать постоянный избыток энергонасыщенности, собранность и готовность неприятием к окружающим сдерживать стремление быть им полезным. Привычка к генерациям животных состояний во все большей степени уводит его под управляющее действие животного мировоззрения. Человек стремится делать запасы и накопления для поддержания избытка, позволяющего не снижать напряжения внутренней собранности и готовности ко всему.
Таким образом, он привыкает ощущать в своем сознании и теле груз избытка, которым успокаивает себя в отношении будущего. Кроме успокоения ничего полезного не получает. Наоборот, содействует деградации индивидуальных возможностей, деградации жизненной структуры, и сокращению срока жизни.