Итак, по мере дальнейшего развития и совершенствования цивилизации проблема свободного времени, внимания, избытка физических сил будет нарастать. В связи с чем, задача поиска согласия с постоянно происходящими изменениями будет становиться для человека все более важной, требующей замены животной смысловой нацеленности на разумную.
В среде, где на всех всего не хватает, от живого существа требуется умение, инициируя свою активность страхом ненасыщенности, добывать, сохранять и экономно тратить энергию, чтобы продолжить жизнь. В развитом обществе вопрос выживаемости теряет свою значимость. Добыть необходимый для себя кусок хлеба и крышу над головой может каждый дееспособный человек. Остро встает вопрос расходования избытков, ведь человек по привычке продолжает инициировать себя страхом ненасыщенности. А генерации страха воссоздают энергии гораздо больше, чем требуется на реализацию текущих действий. Наличие избытка и высокий уровень обеспеченности осложняют взаимоотношения человека с окружающими людьми. В том случае когда на всех всего не хватает, люди понимают, что в одиночку не выжить. Они готовы идти на уступки и компромиссы ради дальнейшего взаимодействия, легко знакомятся, дружат семьями, помогают друг другу по-соседски. Инстинкт самосохранения уступает место инстинкту самосохранения вида.
Другое дело, когда уровень зажиточности повышается. Необходимого для продолжения жизни у каждого с избытком. Человек не видит смысла в общении, если только это общение не позволяет ему еще больше поднять уровень обеспеченности. Пока все в порядке, у него не возникает потребности пересматривать смысловую идею. Поэтому он не готов тратить избытки даже ради изменения к лучшему своей жизни. Зачем что-то менять, когда и так все хорошо?
В связи с тем, что уровень избытков постоянно повышается человек продолжает их расходовать привычным способом, доводя себя до состояния крайней усталости в старательности и торопливости реализуя текущие дела. Избыток увеличивается, и суетиться приходится больше, но и усталость наступает раньше. Пока хватает физических сил и здоровья, человек так и не решается что-то изменить в своем мировоззрении. Он уверен, что сам справится с нарастающей усталостью, а вслед за ней и другими жизненными проблемами.
Хотя разумные критерии и оценивают устремленность повышать уровень жизнеобеспеченности сверх необходимости, как не экономичную, не конструктивную и ведущую к ухудшению жизненной и внутренней ситуации позицию, человек не принимает их в расчет. Хуже всего то, что устремленный к повышению уровня жизнеобеспеченности он не в состоянии создать представление о достаточности обретаемого и производимого. Человек неуправляемо стремится к максимуму, достигаемому предельными напряжениями организма, нервной системы и психики. Незаметно вводит себя в животное состояние старательностью, реализуя которую устает, и затем вынужден долго отдыхать, пребывая в животном состоянии покоя, спокойствия и отдыха.
Необходимо учитывать, что пребывание в состоянии покоя возможно только при поддержании состояния пересыщенности переполненности и наличия предельных запасов, величина которых ограничивается предельной усталостью. Другими словами человек должен внутренне чувствовать и физически поддерживать свое право на покой и отдых. Ни в каком другом случае система инстинктов не позволит пребывать в покое. Поэтому, устремляя себя в покой, человек одновременно стремится к перенапряжениям в состоянии старательности, чтобы быстрее устать и ощутить право на покой и отдых.
Этим достигает абсолютной уверенности в том, что может не думать о происходящем в жизненной ситуации, во взаимоотношениях с окружающими людьми и в своем внутреннем состоянии. Незаметно не устремленность думать об окружающих перерастает в желание отделиться от них. Своими вопросами и проблемами они нарушают право на покой. Человек чувствует себя чуть ли не оскорбленным, когда к нему обращаются с просьбой. Не говоря о том, чтобы быть полезным системно. Независимо от своего возраста, он уверен, что таких сил у него нет.
В своем ощущении превосходства человек готов только принимать, но не готов ничего давать людям. Они это чувствуют и отдаляются. В итоге человек начинает ощущать одиночество, ему не хватает общения, не хватает тепла других людей. Ведь в общении кроме слов люди передают друг другу свое состояние, неосознанно обмениваются информацией. Переполненный собственными избытками человек замедляет обменные процессы, они становятся вялыми, слабо воспринимающими происходящее вокруг. Следовательно, человек, уверенный в том, что у него все хорошо, на самом деле постоянно закручивает внутри себя пружину напряженности, не решаясь расстаться с постоянно образуемыми избытками.
Таким образом, увеличение уровня перенапряжений при реализации старательности активизирует устремленность к покою. Уставая, человек во все большей степени ощущает право на отдых, поэтому, реализуя жизненные действия неосознанно торопит себя, и даже к самым не нагрузочным действиям прикладывает максимум усилий, чтобы быстрее устать. Сильней, чем надо, сжимает руль, карандаш, мышку, слишком громко говорит. Становится резким в общении, оценивает каждого из окружающих, награждая неблаговидными эпитетами, и перестает видеть в них живое.
Человек больше всего боится почувствовать чужую боль или беду. Это заставит выйти из напряженного и с таким трудом заработанного состояния покоя. Столь нелогичное и на первый взгляд необъяснимое стремление к покою и перенапряженности объясняется удерживаемым представлением о самом важном и главном в будущем – повышении таким образом уровня жизнеобеспеченности.
Понимание сути задачи «продления жизни» показывает абсурдность данной установки системы инстинктов в применении к жизни современного человека. Ведь именно разум ведет человека по пути гармонии, оптимальности, экономичности. В первую очередь устремляет к обретению максимальной пользы от затрат своего времени, внимания, жизненной активности и средств. Реализуя задачу «продления жизни», человек способен определяться в достаточности необходимого для своей жизни. Иметь меньше, неразумно, так как жизненные задачи не будут решены во всей полноте. Иметь больше, так же неразумно, это заставит отвлекаться, и также не позволит успевать реализовывать все жизненные функции во всей полноте.