Понятие «уровень обеспеченности» с годами меняется. Увеличение уровня жизнеобеспеченности происходит и будет происходить, в связи с тем, что цивилизация находится в постоянном развитии и предлагает при возобновлении составных звеньев жизненного процесса человека новые возможности, новые технические решения, новые услуги. Быт человека за несколько десятилетий изменился до неузнаваемости, увеличивается уровень совершенства используемого и объем услуг, дающих возможность упрощать и совершенствовать реализацию жизненных функций.
В дальнейшем темп развития вряд ли снизится, так как человек в определенной степени реализовал свои физические возможности. Практически везде физический труд замещается техникой. Даже спортивные результаты оцениваются с помощью приборов, способных отследить сотые и тысячные доли секунды. Конечно, речь не идет о творчестве, где ценится способность мастера доступными ему средствами передавать свое внутреннее состояние посредством художественного произведения.
Следовательно, по мере дальнейшего развития науки и техники проблема свободного времени, внимания, избытка физических сил будет нарастать. В то же время будет нарастать устремленность человека к повышению уровня обеспеченности и устремленность к отдыху. Желание одновременно решить обе задачи ведет в тупик. Поэтому перед человеком, вступившим на путь разумных преобразований, остро встает вопрос поиска согласия между постоянно образующимися более благоприятными условиями жизни и установками животной управляющей системы, предназначенными для выживания в среде дикой природы, где на всех всего не хватает, а побеждает сильнейший.
Как только человек делает первые шаги по пути разумных преобразований, он понимает, что устремленность к повышению уровня жизни в будущем и устремленность к отдыху негативно влияют на происходящее в жизненной ситуации и во взаимоотношениях с партнерами. Последствия той и другой устремленности негативно отзываются на внутренних возможностях, на уровне внутренней свободы, жизнеспособности организма. Постоянное перенапряжение и перевозбуждение инициируют повышение уровня старательности. Человек в старательности и стремлении быстрее завершить дела устает, и его снова тянет к отдыху.
Пребывание в покое и отдыхе через короткое время инициирует в сознании нарастающий уровень неопределенности относительно того, что происходит за пределами ограниченного круга отдыха. Человек сам лишает себя информации, он не хочет ни о чем думать. Через некоторое время долго не разрешаемая неопределенность воспринимается неразрешимой, и действиями животной управляющей системы в сознании человека образуются генерации страха перед будущим. На уровне реального сознания эти генерации воспринимаются в виде беспричинного беспокойства.
Реализация состояния старательности в устремленности к повышению уровня обеспеченности приводит человека в избыточное животное состояние, так как инициирует себя генерациями страха ненасыщенности. Что снижает уровень проявленности возможностей разума. В связи с чем, человек теряет способность быть полезным себе и своими действиями быть полезным окружающим. Он лишается самого главного из того, что требуется для ведения жизни, опорной организующей возможности. Что также создает в сознании неопределенность относительно своего будущего. Не способный быть полезным он не уверен в том, что партнеры останутся рядом с ним в будущем.
Неопределенность относительно своего будущего через небольшой отрезок времени превращается в неразрешимую неопределенность. Действиями установок животной управляющей системы это рождает страх перед будущим. Кроме того, возникает потребность сдерживать восприятие информации о текущих изменениях, формирующих представления о будущем. Человек замыкается, этим усугубляет свое состояние.
Итак, если человек видит лучшим для себя в будущем повышение уровня жизнеобеспеченности, он теряет возможность организовывать свою жизнь. Этим неосознанно вводит себя в неразумные, животные взаимоотношения с информацией о происходящем и будущем. Самое главное, он не может создать представление о достаточности необходимого для себя в будущем.
Разум позволяет определить минимально необходимое для реализации всей полноты жизненных функций и задач. Определить не просто так, а именно для реализации всего круга жизни во всей его полноте.
Но, когда на первое место выходит стремление к повышению уровня жизнеобеспеченности, разум отступает. Стремление к повышению уровня обеспеченности инициируется страхом ненасыщенности, поэтому определить достаточность в запредельном сверх необходимости повышении уровня жизнеобеспеченности нельзя. В этом случае действует принцип «чем больше, тем лучше». Так человек действиями системы инстинктов загоняет себя в замкнутый круг. В его сознании и во внутреннем мире начинают действовать две противоположные устремленности. С одной стороны, он проявляет максимальную старательность, с другой стороны, максимальное стремление как можно больше пребывать в состоянии покоя и отдыха. То есть стремится к уходу от проявления жизненной активности.
Образующееся во внутреннем мире постоянное противоборство двух антагонистических устремлений возрождает потребность в готовности к противоборству с происходящим внутри себя. Страх ненасыщенности инициирует мысли о недостаточной старательности и в то же время о недостаточном времени отдыха, чтобы полностью восстановить дееспособность.
Но готовность к противоборству инициирует избыток энергии. Поэтому человек готов бороться не только со своим собственным организмом, но и при рассмотрении любой мысли и реализации любого действия, так как образуемый генерациями избыток требует выхода. Легче всего избыток расходуется в силовом воздействии на себя и на окружающих.
Таким образом, устремленность к повышению уровня обеспеченности и устремленность к пребыванию в состоянии покоя не просто связаны между собой, а инициируют одна другую. Человек не может от них избавиться волевым решением. Система инстинктов сразу образует генерации страха ненасыщенности. Ей надо предложить равноценное замещение, то есть показать способность обеспечить себя всем необходимым для продолжения жизни в будущем.