Мы остановились на рефлекторных напряжениях, с помощью которых человек неосознанно поддерживает представление о собственной индивидуальности: силе, энергонасыщенности, собранности, готовность к противлению и противоборству, ощущению независимости от окружающих людей и от будущего. Боязнь остаться незаметным вынуждает человека привлекать к себе внимание высказыванием резких суждений, доказательством своей правоты и превосходства.
Не менее существенным признаком привлечения внимания является обида на окружающих людей и окружающий мир. Отсутствие признания со стороны окружающих заставляет усиливать весь комплекс напряжений и добавлять к нему ощущение дистанции. Человек отстраняется, будто бы прячется, чтобы все поняли, сколько они потеряли без него, как обеднили этим свою жизнь. В том случае когда разумные идеи привлекают своей логикой, человек устремляет себя реализовывать задачу «продления жизни». Понимая, что партнерам интересны его индивидуальные возможности, он все меньше демонстрирует их для признания собственного совершенства. Человек учится не концентрировать внимание на отличии своих индивидуальных возможностей от возможностей окружающих людей. Ему интересно свои возможности постоянно совершенствовать, опять-таки не для демонстрации, а для реализации устремленности быть системно и реально полезным. По мере снижения уровня потребности демонстрировать свою индивидуальность и стремления убеждаться в ее признании окружающих, напряжения начинают расслабляться. Как обычно расслабление сопровождается реализацией «откатных» состояний.
В первую очередь расслабляются напряжения сдерживания и поддержания дистанции. В связи с чем, человек ощущает состояние потерянности, неуправляемости в жизни, беспокойство о будущем, ощущение собственной неполноценности и слабости.
Возникает страх за жизнь, который реализуется на чисто рефлекторном уровне. Этот страх связан с ослаблением удержания имитируемого «нажеванного», как запаса за левой щекой. Потеря контроля вызывает ожидания возможности подавиться и задохнуться при бесконтрольном попадании нажеванного в глотку.
Но сильней всего проявляется ощущение обиды на весь мир, близких, знакомых и окружающих. На уровне реального сознания оно усиливается рефлекторными состояниями потерянности, неуправляемости, и в результате преобразуется в чувство неполноценности и страх будущего.
Истоком всех этих состояний является заложенное в мировоззрении животной управляющей системы отношение к понятию индивидуальности. Для животного индивидуальность, это не отличие от других какими-то особыми способностями. Жизнь, это не цирк, где животные проявляют самые разнообразные способности. Во время охоты в стае каждый должен занимать определенное место. Именно место отличает сильное животное от остальной безликой массы, которую составляют животные стареющие и молодняк. Место связано с признанием всеми возможности для данного животного иметь свой кусок от общей туши.
Слабеющее, не участвующее в процессе охоты животное, не способно внести достойный вклад в общее дело. Постепенно оно теряет силы и не может на должном уровне поддерживать систему напряжений демонстрации своей мощи. В нем перестают видеть претендента на кусок от общей туши и не подпускают к ней. Поэтому ему приходится довольствоваться остатками.
В сознании человека, ощущающего расслабление рефлекторных напряжений демонстрации своей индивидуальности, происходит нечто подобное. Возникает ожидание почувствовать себя ненужным при снижении уровня удержания напряжений демонстрации своего превосходства и своей индивидуальности. Будто бы с ним перестанут считаться. Состояние ожидания действиями системы инстинктов моментально превращается в ожидание изменений к худшему в будущем.
Поэтому сознание застилает обида на близких, знакомых и на мир в целом, наступает ожидание слабости, охлаждения и голода в будущем. Ощущая состояние обиды, но, не понимая истинных причин его генерации в сознании, человек незаметно для себя начинает искать дурные качества в людях, составляющих круг его жизни. В том случае когда он не останавливает себя процессом переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем, незаметно начинает противопоставлять себя всем. В связи с чем, возвращается к прежним животным генерациям и восстанавливает только начинающую расслабляться систему рефлекторных напряжений программы удержания своего совершенства, индивидуальности, личности и демонстрации превосходства над окружающими, а также дистанции, которую они должны соблюдать, учитывая его превосходство.
Необходимо учитывать, что центрами концентрации усилий рассматриваемых напряжений являются две контрольные точки. Образуемая в сознании дистанция относится и к людям, над которыми человек пытается преобладать в своих представлениях, и к происходящему в окружающем мире. Напряжение удержания дистанции реализуется отталкиванием всего негодного, худшего складкой кожи правее правого уголка. При воссоздании и демонстрации своего превосходства человек всем телом прижимается к внутренней поверхности опоры. Усилие, с которым создается внутренняя линия опоры, завершается в левой нижней части затылка.
В процессе откатных состояний эти две точки активно выделяются, так как ранее являлись центрами концентрации усилий и были не ощутимыми из-за отека тканей. При расслаблении рассматриваемых напряжений правая складка рта и левая нижняя часть затылка привлекают внимание. Это может быть зуд, сыпь, боль и т. п. Неосознанно человек старается избавиться от докучающих ощущений и стремится, воссоздавая те же напряжения, снова сделать эти части тела не ощутимыми. Чем воссоздает первичный уровень напряжений программы демонстрации своего превосходства и удержания собственного совершенства.
Таким образом, устремленность к поддержанию в сознании представлений о своей индивидуальности лежит в глубинах физиологии. Поэтому приказать себе или пообещать не демонстрировать свои индивидуальные возможности нереально. Как только человек теряет инициативу, а управляющее действие переходит к системе инстинктов, он видит лучшим для себя поддержание представлений о своей индивидуальности силовыми способами. Ему так проще, сжался и можно ни о чем не думать.