Мы остановились на том, что, имея полноту представлений о будущем, человек перестает концентрироваться на поиске лучшего. Перед ним разворачивается множество вариантов движения в сторону наиболее экономичного развития. Любой из этих путей его удовлетворяет, так как в нем отсутствует самое главное – препятствия. Наиболее существенным препятствием является несогласие с окружающими людьми. Но человек, устремленный быть системно и реально полезным по своим жизненным связям, в первую очередь ориентируется на поиск взаимопонимания, согласия и единства видения лучшего.
Своей устремленностью быть системно и реально полезным он согласовывает общие закономерности развития мира, жизни и самого человека с конкретностью своей жизненной ситуации и жизненной ситуации своих партнеров. Лучшим для себя видит оптимальное соединение проявленных индивидуальных возможностей с направленностью развития общего процесса цивилизации, общества. Другими словами стремится привнести в обыденность жизни общие закономерности развития мира, построить свой жизненный процесс по образу и подобию развития цивилизации.
Причем делает это, не перегружая себя дополнительными действиями по сверке каждой мысли и каждого поступка с общими закономерностями. Если ориентировать на цивилизацию каждое действие и каждую мысль, этот процесс быстро надоест, так как является крайне неэкономичным, то есть не лучшим.
Наиболее экономичным является представление о главном для себя, которое и оказывается связующим звеном между жизнью цивилизации и жизнью обыденной. Поскольку главное связано с продлением жизни, что достигается возобновлением всего в себе и своей жизни, то поддерживать эту мысль несложно. Это не огромная цивилизация, которой, кажется, нет никакого дела до отдельного человека, а собственная жизнь.
В ней все зависит от оптимальности приложения своих индивидуальных способностей, их своевременной коррекции. Зависит возможность организовывать свой жизненный процесс, свои взаимодействия и взаимоотношения с близкими, знакомыми и окружающими, системами и структурами общества, и в результате, возможность повышать уровень внутренней свободы. Этим содействовать проявлению организмом все более совершенных возможностей, реализация которых приводит к увеличению уровня жизнеспособности и продлению жизни.
Чтобы сверять свои мысли и действия с главным для себя, надо видеть в этом смысл. Но в ответ на разумные доводы человека свое управляющее действие включает система инстинктов, в программах которой записано, что продолжение жизни зависит только от сохранения всего в себе и своей жизни, то есть от наличия и сохранения запасов. Человека одолевают сомнения. Действительно, способ ведения жизни через сохранение проверен поколениями, а можно ли жить путем возобновления неизвестно. Хотя на самом деле всю жизнь живет возобновлением.
Обоснование смысловой нацеленности ведения жизни в сторону создания более экономичной ситуации человек должен делать сам, понимая, что сохранить ничего, кроме не нужных ему в будущем запасов нельзя. Система инстинктов большего и не требует. Ее задачей является сохранение запаса, позволяющего животному как можно дольше не покидать укромное место, или более длительный срок – пережить зиму. Человек своим стремлением к следованию животной нацеленности превращает в зиму всю свою жизнь. Он создает определенный порядок во взаимоотношениях с близкими. Даже когда видно, что этот порядок себя исчерпал, продолжает по привычке ему следовать. Отчего отношения на работе и в семье заходят в тупик. Пытаясь сохранить представление о своей энергонасыщенности и силе, всегда идет на конфликт, считая это естественным способом разрешения вопросов. Добивается того, что видит лучшим в данной ситуации борьбой.
Сконцентрированный на текущем действии он не способен со стороны оценивать свою жизненную ситуацию, своих партнеров и близких. А это означает, что он не владеет достаточным объемом информации для того, чтобы находить действительно лучшее для себя. Человек боится объективного взгляда, так как не хочет увидеть необходимость меняться самому. Ведь он давно ощущает усталость и недостаток сил для борьбы, но боится показаться окружающим слабым, не способным поддерживать привычный образ жизни.
Человек постепенно загоняет себя в угол. Он не позволяет себе показаться слабым, но при этом делает то, что заставляет как можно быстрей тратить силы.
В том случае когда человек видит смысл сверять свои мысли и действия с главным для себя, он не старается замять конфликт, а ищет в возникшей ситуации возможность изменений к лучшему. Конфликт свидетельствует о том, что данная направленность жизненного процесса требует реорганизации, упрощения. Понимая, что взаимоотношения с партнером самым непосредственным образом влияют на продление его жизни, он спрашивает себя, почему я вступил в конфликт? Оказывается, что привычное терпение лопнуло, не хватило сил сдерживать себя.
В организме происходит естественное снижение уровня энергонасыщенности и физических сил, которое его беспокоит, и которое он боится показать окружающим. Налицо проявление в его сознании действия контрольной системы инстинктов. Но человек уже понимает его бесперспективность, и приходит к необходимости возобновить новизну в мировоззрении и представлениях о жизни.
Для этого задает себе вопрос, почему он стремится сохранить то, что сохранить нельзя, то есть силу, какое видит в этом преимущество для себя? Окажется, что преимущество заключается в том, чтобы поддерживать восприятие неполноценности и ущербности, иметь возможность взять больше, чем положено.
Понимая, что давно ничего не добывает с помощью силы, а везде использует возможности разума, которым избыток сил вредит, человек понимает тупиковость ситуации, в которую себя загнал. В связи с чем, становится способным безболезненно сбросить часть избытка энергонасыщенности. Увидеть лучшим для себя пребывание в более свободном внутреннем состоянии, проявляя более совершенные возможности разума.
Чем более свободно человек определяет лучшее для себя в основных направленностях жизни, чем в большем их объеме способен одновременно наблюдать возможность лучшего продолжения, тем в меньшей степени его беспокоит потребность сохранять существующее и бояться за него. В связи с этим, все меньший объем внимания привлекается к настоящему, к текущему.