Описание рефлекторных реакций с опорой на органы пищеварения: ротовую полость, вход в глотку, пищевод, желудок, и на органы выделения, рождает много вопросов. В частности, почему именно органы пищеварения являются объектом реагирования на происходящее во внешней сфере и во внутреннем состоянии, как это связано с восприятием человеком самого себя? При наблюдении за состоянием своего языка каждый может отметить его изменяющуюся напряженность в зависимости от того, чем в данный момент занят. Это хорошо видно на детях, которые в старательности высовывают кончик языка, концентрируя внимание на письме, рисовании, лепке. При более глубоком рассмотрении реакции языка можно увидеть, какую значимость придает животная управляющая система языку, как отдельной части тела. Органы пищеварения и в частности язык зародились в живом существе гораздо раньше, чем глаза и уши. По сути дела язык долгое время заменял все остальные органы чувств, выполнял их функции. Через язык и близлежащие к нему ткани животное воспринимало окружающий мир, его изменения. Поэтому сам язык относился к тому, что соединяет живое существо с возможностями внешнего мира.
Подобным же по значимости воспринимается пищеварительный тракт, живот и желудок, как орган, обеспечивающий тело энергией, значит, жизнью. Потребление пищи и выведение продуктов обмена, это основные функции, которые долгое время реализовывал живой организм. Что и определяло его взаимодействие с окружающим миром посредством этих действий.
Таким образом, язык на уровне физиологических связей воспринимается частью тела, позволяющей ориентироваться в происходящем, и обретать необходимое для возобновления энергии и жизни. Возможность ориентироваться и обретать необходимое для продолжения жизни свидетельствует о восприятии себя отдельным от всего другого существом. Поэтому в рефлекторных программах язык и желудок воспринимаются, как нечто целое, образующее понятие собственного Я. Причем желудок больше воспринимается самой существующей в теле жизнью. Переваривая пищу, он преобразует ее в тепло, следовательно, обеспечивает тело энергией, а значит, возможностью движения. Язык является началом, органом восприятия и действия, некой выдвигающейся наружу частью собственного Я. В связи с этим, является наиболее значимой, ответственной и потому наиболее активно сохраняемой частью тела. Когда человек неосознанно прижимает среднюю часть левой стороны языка к костной тверди нижней челюсти, через это соприкосновение он создает ощущение связи этой наиболее значимой части с остальным телом. Ощущение неразрывности части тела, взаимодействующей с внешней средой, с самим телом дает чувство покоя.
Пытаясь сохранить себя в сложных жизненных ситуациях, человек неосознанно обжимает желудок мышечными напряжениями и подтягивает его вверх. Одновременно прячет тело языка, устремляя его в направлении к линии опоры. Этим как бы сжимает собственное Я и увеличивает дистанцию относительно опасной ситуации. Подобным же образом он поступает относительно мыслей о будущем, о том, что наступит в следующий момент. Не имея возможности управлять процессом жизневоспроизводства в своем организме, своими взаимоотношениями и взаимодействиями во внешнем круге, считает свой жизненный процесс неуправляемым. Более того, неминуемо приближающимся к рубежу, за которым жизнь продолжаться не сможет. В связи с чем, ощущает в своем теле и состоянии все более усиливающиеся, не удовлетворяющие проявления, видит будущее, несущим опасность. Поэтому, думая о нем, неосознанно группируется, прижимая себя изнутри к линии опоры. (Линия опоры образуется усилием от указательного и большого пальца левой ноги, прижатых друг к другу большого и указательного пальцев левой руки, приходящим вдоль глубинной мышцы спины, идущей слева от позвоночника, к левой нижней части затылка).
Управляющее силовое действие зависит от положения и давления кончика языка, как рукоятки джойстика. Человек реагирует не только на то, что видит, он образует чувственные восприятия якобы производимых движений в моделях абстрактных представлений о жизни. В итоге, образует рефлекторные напряжения мышц скальпа, бровей, век, и затем с помощью языка удерживает образованную в видении модель для формирования своих суждений. Кольцевыми напряжениями, приподнимающими правую бровь, удлиняет временное расстояние до наступления интересующего события. Это расстояние пропорционально мощи опоры, образуемой объемом нажеванного и жесткостью внутренней опоры. Что и создает представление об удаленности изменений, о возможности которых подсказал разум. Образуется система рефлекторных действий, позволяющая человеку отделять себя и «свое» от всего остального в жизни. Готовностью к выташниванию, движением всего тела, в том числе правой стороной лба, с поддержкой от правого плеча и правой стороны груди, правым бедерным суставом он отталкивает от себя имитируемую в видении позицию. Но одновременно подтягивает на себя стопу и кисть правой ноги и правой руки, чтобы отделять свое тело от имитируемой в видении позиции.
Таким образом, истоки восприятия собственного «Я» человека лежат в глубинах физиологии живого и его взаимодействия с внешней средой. Ощущение живого в себе дает человеку восприятие собственного Я. Поэтому даже свои духовные потребности он удовлетворяет путем потребления. Одной из возможностей контролировать внутреннее состояние является язык. Необходимо периодически отслеживать его напряженность. Что указывает на усиление рефлекторных напряжений собранности, старательности, давления на собеседника или на желание поскорее завершить реализуемое действие. Расслабленный язык указывает на равновесное состояние, он должен свободно лежать в своем ложе.