7 ноября 2009 г.
Итак, окружающий мир постоянно изменяется, это признает и система инстинктов, и система разума. Но система инстинктов видит в этих изменениях только плохое, опасность раньше времени лишиться запасов и, ослабев, не суметь найти добычу. Ведь животное ничего не создает, а вынуждено добывать свой кусок в среде, где на всех всего не хватает.
Человек до недавнего времени жил в обществе, где тоже ощущалась нехватка самого необходимого для продолжения жизни. Если с едой и теплом вопрос более-менее решался, то информационное ограничение действовало во всей полноте. Животное изучает среду своего обитания, чтобы свободно ориентироваться в ней, отличая привычную добычу и хищников. Все новое, любые изменения воспринимаются несущими вред и опасность.
Так и человек, управляемый животной системой. Если, обладая возможностями разума, он имеет крайне ограниченные сведения о происходящем за пределами своего города, области или страны, то вынужден строить предположения, домысливать свои скудные знания. При этом он вынужденно насыщает свои разумные представления негативными чертами, готовится к встрече с непредвиденными событиями. Реагирует на незнакомое, как на неразрешимую неопределенность.
Кроме того, в установках системы инстинктов предусмотрена программа пребывания в затаенном месте в ожидании благоприятных условий для инициативной активности. В конце концов голод заставляет животное покинуть укромное место, и отправиться на поиск добычи, то есть проявить инициативную активность. Человек же никогда не бывает голодным, поэтому в состоянии ожидания находится постоянно, перенося сигнал системы инстинктов на уровень реального сознания.
Становится понятно, откуда у человека потребность в том, чтобы окружающий мир создавал для него условия, подстраивался под него. Ожидание инициирует не проходящее восприятие неудовлетворенности. Человек ждет лучшего, оно не приходит, ждет худшего, самому становится страшно. Свое недовольство тем, что условия так и не наступают, человек переносит на окружающих людей, на свою неудачную наследственность, на социум, на экологические проблемы. Чем больше объем осваиваемой информации, чем выше уровень жизни, тем тоскливее состояние ожидания. Страшилки становятся значительными, достигая глобальных размеров. Периодически даже назначается конец света.
Всем этим человек лишь неосознанно усиливает чисто инстинктивное восприятие своей неполноценности и ущербности. А отсюда вытекают трудности с проявлением устремленности быть системно и реально полезным. Хочется сначала получить что-то полезное для себя, а потом сделать полезное другому. При этом человек мотивирует свою позицию страхом ошибки. Пора разобраться, что такое ошибка, почему она так пугает. Жизнь животного, это борьба. С позиции животной системы ошибка может стоить здоровья, а то и жизни. В среде, где на всех всего не хватает, побеждает сильнейший. Человек живет в среде людей, где нет проблем с едой и теплом. Если он не способен сам себя обеспечить, помогает государство. Оно специально создано самими людьми для этих целей. Поэтому ошибку, которая может привести к потере здоровья или жизни, человек делает только по своему недомыслию, неспособности учесть последствия своих действий. Либо откровенно рискует, надеясь, что все обойдется. Например, переходит дорогу в неположенном месте, ныряет в прорубь, ходит в мороз с непокрытой головой, прыгает с парашютом и так далее.
Поэтому все поступки человека к ошибкам, которые подразумеваются системой инстинктов, можно отнести условно. Чаще всего он догадывается о риске, но осознанно идет на него. Страх ошибки зарождается на уровне подсознания, а человек переносит эту команду на уровень реального сознания.
Делает он это опять-таки неосознанно, так как находится в пассивном состоянии в режиме экономии энергии и сдерживания активности, в ожидании благоприятных для себя условий. Этим легко оправдывает свою безынициативность и леность в отношении реализации задачи «продления жизни». Ему не хочется отвлекаться, тем более системно, чтобы решать сложные жизненные задачи. А оправдание легко найти, загружая себя текущими делами и суетой, постоянно доводя себя до состояния крайней усталости.
Таким образом, система инстинктов делает все возможное для того, чтобы заставить человека пребывать в безынициативном состоянии. Необходимо учитывать, что безынициативное состояние относится исключительно к процессу мышления. Инстинкт самосохранения инициирует в человеке потребность поддерживать определенный порядок, копить на черный день запасы и экономно расходовать их.
Из этого понятно, что система инстинктов нацелена на физическую жизнь человека, но не учитывает потенциал возможностей разума. У нее нет подобных команд. Их просто не может быть, так как развитие возможностей разума, это процесс творческий.
Поэтому если исходить из того, что все в этом мире изменяется в сторону лучшего, то оказывается достаточно выстроить свою жизнь в направленности развития общего процесса Цивилизации. Современный уровень информации и средств связи позволяет создавать достаточно реальное представление о строении мира, жизни и самого человека. Все прежние догадки и домыслы требуют переосознания, а это инициирует интерес к познанию, к поиску нового в давно известном и знакомом.
Человек будто бы заново знакомится с миром, в котором живет, с людьми, о которых казалось бы все знал. Процесс познания затягивает. Становится интересно не ждать, что принесет жизнь, а создавать для себя перспективу жизни в будущем. Устремляя себя быть системно и реально полезным, совершенствовать свои индивидуальные возможности разума. Инициативная активность упреждает генерации страха ошибки, даже исключает его. В полезных действиях происходит поиск взаимопонимания. А это процесс последовательный и довольно длительный, любую неточность можно переосознать и поправить. В этом и есть суть совершенствования.