2 ноября 2009 г.
Мы остановились на том, что человек сам создает основу своего внутреннего состояния. Либо он инициирует свою активность с помощью разумной смысловой идеи возобновления и образует наиболее свободное из доступных в текущий момент состояние. Либо в его сознании по умолчанию образуется опорное пассивное животное состояние. Контрольная система инстинктов в этом состоянии запрещает думать о будущем. Если животное будет думать о предстоящих ему опасностях, оно гораздо раньше истратит запасы энергии, согревая воздух в энергоемком состоянии предвкушения. В связи с чем, будет вынуждено раньше покидать укромное место и выходить в злонаправленную среду жизни. Человек следует установкам системы инстинктов и настраивается на сохранение существующего неизменным, на экономное расходование запасов, концентрируя внимание в узком круге текущего действия.
В результате в каждый последующий момент своей жизни практически всегда оказывается в не удовлетворяющей его ситуации. Эти ситуации создаются сами по себе из-за недоговоренности людей. Отсутствие однозначности в понимании реализации совместных действий приводит к конфликтам. Например, в метро пассажиры едут в одну сторону, но на остановке мешают друг другу покинуть вагон или войти в него. Этот конфликт завершается выражением недовольства, но от него никуда не деться. Пробки на дорогах, еще один фактор для недовольства, заставляющий терпеть неудобства.
Недопонимание в процессе длительной реализации совместных действий, например, на работе или дома, заставляет человека не соглашаться с происходящим, но тоже терпеть. Отклонение от установленных в сознании представлений о том, как должна развиваться ситуация, как должны думать и поступать близкие, особенно дети, все это вызывает чувство протеста. Не удовлетворяющие моменты возникают во взаимоотношениях с друзьями, в процессе занятий сторонними интересами, на отдыхе.
Таким образом, везде и всюду человеку приходится сталкиваться с неудобствами, потому что ни близкие, ни посторонние друг другу люди не стремятся между собой договориться. Происходит это не потому, что все плохие. Просто каждый, не воссоздавая в сознании разумной смысловой идеи, по умолчанию разума поддерживает опорное пассивное животное состояние «ожидание увеличения уровня ненасыщенности» Каждый стремится сохранить ситуацию в том виде, который ему кажется лучшим.
Все это не означает, что человек привыкает терпеть и это ему нравится. Как раз наоборот, никто не хочет терпеть не удовлетворяющие условия жизни. Ведь кроме этого приходится терпеть внутреннюю напряженность, возбуждение и даже страх. Нетерпимость к происходящему не дает спокойно проанализировать ситуацию, согласиться с тем, что произошло, и понять, что назад ничего не вернуть.
Пустяк становится последней каплей и терпение лопается. Уставший терпеть человек бросается в атаку. Он начинает бороться с тем, что его не удовлетворяет. Он не учитывает того, что не удовлетворяющее его уже произошло, оно существует. Человек борется с информацией. Он стремится уничтожить последствия, уверенный, что своими негодующими словами преобразует происходящее. На самом деле, то, что ему не нравится, продолжает существовать.
Можно сколько угодно ругать пассажиров в метро, водителей в пробках, пешеходов, перебегающих дорогу. Можно ругать ребенка за двойку. Но, ни уговоры, ни злость, ни убеждения не действуют. Человек тратит все свое внимание, силы и средства. Но при этом забывает о самом главном, забывает думать о будущем. В результате, следующие пределы будущего оказываются не организованными. Жизненные ситуации вновь приходят не подготовленными и не удовлетворяющими его. Так, не желая терпеть неудобства сегодня, человек обрекает себя на то, чтобы терпеть их всю жизнь. Сегодня он не успевает подготовить условия для будущего, поэтому завтра и послезавтра оказывается в точно такой же не подготовленной ситуации. Ему приходится сталкиваться с теми же проблемами, предвкушать их и готовиться к борьбе. Заставляя себя выискивать не удовлетворяющее в настоящем и ближайшем будущем, а затем противостоять ему, сдерживать его действия, человек концентрирует внимание на поиске худшего.
Отчего жизнь превращается в бесконечный поток негатива, перетекающего из одной ситуации в другую. О будущем думать не просто не хочется, а страшно, потому что оно представляется слишком сумрачным, чуть ли ни беспросветным.
У человека зрелого, который уже почувствовал снижение уровня избытка молодости в теле, свои сложности во взаимоотношениях с будущим. Его все чаще посещают мысли о бренности жизни и ущербности человеческого тела как такового. Он боится, что окончание жизни уже недалеко. В связи с этим, не хочет тратить внимание, силы, жизненную активность и средства для создания необходимых условий жизни в будущем, за пределами ближнего круга. Возникают опасения, что это могут быть напрасные траты. Зачем создавать что-то для отдаленного будущего, дожить до которого проблематично.
В связи с этим, круг обозреваемого будущего для зрелого человека ограничивается пределами чуть шире восприятия настоящего. Изменить что-либо кардинально в этих рамках невозможно. Условия во взаимоотношениях таковы, какими были созданы в предыдущем. В торопливости, неосмысленными действиями, он пытался выкроить чуть больше удобств, спокойствия, создать чуть более высокий уровень обеспеченности. Всю жизнь суетился и перенапрягался, чтобы противостоять не удовлетворяющему. Но не удовлетворяющие проявления вновь и вновь возрождались в жизненных ситуациях.
Таким образом, человек всю жизнь борется с ветряными мельницами. Он будто бы идет под дождем по улице и на каждом шагу пытается вымыть обувь, так как ему не нравится, что она грязная. Время в пути увеличивается, а обувь снова пачкается. Человек в отчаянии, но ничего не может с собой поделать, продолжая мыть ботинки.
Так, не проявляя инициативу в постановке разумной смысловой идеи, человек лишает себя возможности находить лучшее продолжение того, что происходит и существует в настоящем. Своими неосознанными действиями он сдерживает устремленность к лучшему и незаметно для себя возрождает животную ориентацию в сознании.