1 ноября 2009 г.
Итак, по умолчанию человека контрольная система инстинктов инициирует в его сознании животное опорное пассивное состояние «ожидание увеличения уровня ненасыщенности».
На уровне реального сознания это состояние выражается в мыслях о бренности жизни и ущербности человеческого тела как такового. Естественно, подобные мысли не позволяют человеку одновременно спокойно строить картину своего будущего.
Не стоит понимать это так, что внимание человека постоянно занято мыслями о смерти или о чем-то подобном. Все происходит на уровне подсознания, если человек допускает подобные мысли и не предпринимает никаких мер по переосознанию своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Только в этом случае действиями системы инстинктов в нем образуется состояние собранности и готовности к противоборству. Подавить это напряженное состояние он не может, так как вся наполняющая организм энергия имеет один источник – генерации страха ненасыщенности.
Человек только представляет себе нечто, не удовлетворяющее его в будущем, как начинает бороться с собственными мыслями. С годами эта привычка не оставляет его. Даже когда мировоззрение к годам зрелости становится более конструктивным, а сам он может более полно объяснять происходящее, понимать причины и смысл изменений в жизни, человек продолжает думать о будущем с опаской.
Казалось бы, проецируя свои представления о жизни в будущее сообразно направленности своих интересов, он мог бы понять, что надо сделать для подготовки будущей ситуации. Но возможность организовать себя и свою жизнь в отношении конкретного будущего не привлекает.
Человек не учитывает того, что будущее, это взаимоотношения и взаимодействие с окружающими людьми, а самое главное с детьми. Сначала ему кажется, что они слишком малы, чтобы разбираться в жизненных вопросах. Но очень быстро оказывается, что все их внимание заполняется своими интересами. Взаимоотношения с людьми взрослыми в круг этих интересов не входят. Теперь уже они считают, что старшее поколение не способно понять их жизнь.
Отсутствие контакта происходит по той причине, что человек, не имея конструктивного полноценного мировоззрения, не может сам понять суть происходящего, и не может доходчиво объяснить это детям. Они не слушают наставлений и наказов, им нужна логика. Только после этого появляется вероятность завязать диалог, который приведет к взаимопониманию. Причем польза от подобного диалога обоюдная, так как и тому, и другому интересно совместить опытный взгляд на жизнь со взглядом свежим и острым.
За годы жизни человек не раз пытался заглянуть в свое будущее, представить себе его конкретную картину. Но из этого ничего не получалось. В конце концов он смирился с тем, что не обладает способностями создавать связную картину причин происходящих изменений, их направленность и смысл. Смирился с тем, что мировоззрение позволяет распространяться дальновидности его представлений о будущем не дальше, чем на один шаг, на сезон вперед.
При этом он достаточно точно предвидит ближайшие жизненные ситуации. Но к ним трудно, а чаще всего невозможно подготовить собственные возможности и создать нужные условия жизни. Условия в жизни, это не только удобная мебель, это взаимопонимание с окружающими. Чтобы понять себя, а потом объяснить свои намерения партнерам, требуется время. Времени никогда не хватает и человек вынужден во многом действовать без должной подготовки. Дело не ждет, а несогласованность действий приводит к необходимости настаивать на своем, заставлять, убеждать, действовать силой.
В зрелом возрасте человек мог бы многое предвидеть заранее и договариваться с партнерами, достигая общности видения, взаимопонимания, согласия и общих интересов. Достаточно ставить себя на место партнера, чтобы представить себе ощущения того, кто не понимает, чего от него хотят. Тем более если сам человек действует непоследовательно, то требует поступать определенным образом, то пускает все на самотек.
Хватило бы построить модель жизненного процесса, чтобы увидеть ситуацию со стороны. На основании этого создать нужные условия жизнедеятельности и подготовить собственные возможности. Тогда не пришлось бы входить во внутреннее состояние собранности, чтобы терпеть неудобства, перенапряжения и состояния готовности противления не нравящемуся.
Но, действуя по умолчанию разума, человек входит в опорное пассивное животное состояние. Привычка искать проявления не нравящегося, не удовлетворяющего, вредного, рождающего страх заставляет концентрировать внимание на создании картины ближнего будущего, оставляя своим вниманием его дальние пределы. Проявлений не нравящегося гораздо больше того, что человека интересует. Поэтому внимания хватает на обзор очень маленькой по объему картины жизни.
Этим он постоянно приводит себя к необходимости действовать в не удовлетворяющих условиях. Они каждый раз возникают, в связи с неспособностью человека, сконцентрированного в ближнем круге будущего, заблаговременно организовать все необходимое. Он живет, как будто идет по дремучему лесу с маленьким фонариком.
Ситуация, с которой человек сталкивается, уже реализовалась. Но он обращается к ней всем вниманием и активностью, продолжая не соглашаться. Тратит силы на противоборство с тем, что не удовлетворяет, забывая заняться организаций будущей жизненной ситуации, чтобы через некоторое время все-таки выйти из необходимости терпеть внутренние неудобства и неорганизованность жизненных взаимоотношений и взаимодействий.
Таким образом, внутреннее состояние человека находится в его руках. Конечно, никто не может жить и не расстраиваться, не думать о бренности жизни, об ущербности человеческого тела как такового. Это нормальные мысли живого человека. Не надо позволять им захватывать все внимание. А для этого требуется опираться на главное для себя и своей жизни, чтобы охватывать вниманием жизненный процесс в целом, заранее предвидя развитие той или иной направленности. Все эти не сложные действия приносят пользу, поэтому быстро запоминаются организмом и становятся для него привычными.