26 октября 2009 г.
Мы остановились на том, что система инстинктов требует от человека гарантий возможности продолжения жизни в будущем, если он будет системно и реально полезным. Инстинкт самосохранения отрабатывался миллионами лет эволюции и наиболее полно учитывает возможные опасные для живого существа ситуации. Число этих возможностей для человека не было слишком большим, учитывая практически неизменный уклад и условия его жизни. Порой изменения не затрагивали целое поколение, и лучшим в будущем являлось сохранение и пополнение накопленных прадедами запасов.
К настоящему времени наука и техника достигли такого уровня, что на первое место вышло развитие информационных технологий. На первый взгляд человек живет в тех же условиях, но на него постоянно обрушивается шквал новой информации. Инстинкты не рассчитаны на подобное взаимодействие, и бессильны помочь оценить происходящее. Все неопределенное для них, это возможно вредное и опасное.
Система инстинктов не поддерживает разумную устремленность к лучшему как изменение уже существующего, как системный, последовательный, не прекращающийся процесс совершенствования. В ней строго разделяется понятие «лучшего» и понятие «существующего или имеющегося». Для животного, не обладающего созидательными способностями, лучшее в интересующем предмете заключается в том, что остается после освобождения его от худшего, например, зернышко ореха. Животное нацелено на поиск и избавление от некачественных включений. В сознании человека установки животной системы инициируют восприятие лучшего, как избавление от худшего и добавление к имеющемуся. Так система инстинктов ориентирует в человеке потребительскую направленность.
На уровне рефлекторных связей представление о лучшем моделируется следующим образом. «Лучшее» в виде «нажеванного» удерживается средней частью левой стороны языка за левой щекой. Разжевывание новой порции пищи и освобождение ее от включений негодного имитируется в виде текущего действия. Позиция «новой порции пищи» удерживается кончиком языка у передних правых зубов. Имитируемые позиции «нажеванного» и «новой порции пищи» всегда разделены напряжением мышц языка.
Для системы инстинктов важно, чтобы еще не выбранное из новой порции «негодное» не попало в объем отобранного и годного к глотку «нажеванного». Небольшая порция негодного сведет на нет всю предыдущую работу, испортит запас.
Кроме того, сложные действия по разжевыванию и проглатыванию не могут производиться одновременно. Проглотить «нажеванное» можно только в том случае, когда новая порция зафиксирована у передних зубов. И наоборот, разбираться с новой порцией можно, когда «нажеванное» крепко удерживается средней частью левой стороны языка.
Другими словами, если жевать и глотать одновременно, можно подавиться. Но человек взаимодействует с информацией и не учитывает действия в своем сознании и теле рефлекторных напряжений. Хотя своими мыслями эти напряжения поддерживает. Он пробует совместить поиск лучшего (разжевывание) и сохранение существующего неизменным (удержание нажеванного). Получается плохо, так как приходится сильно перенапрягаться. Если приходится перенапрягаться в довольно спокойной обстановке, то можно себе представить, что происходит, когда темп насыщения новой информацией усиливается.
Попытками совмещать поиск лучшего в постоянно приходящей новой информации и удерживать запасы имеющегося человек значительно усложняет внутреннее состояние. Под действием рефлекторного страха подавиться или отравиться горло пережимается мощным кольцевым напряжением, фиксирующим положение «нажеванного» и новой порции. Обе рефлекторные позиции жестко зажимаются языком, чтобы ни одно, ни другое не попало в глотку. Только полностью блокируя все, находящееся в ротовой полости, животная управляющая система позволяет одновременно оценивать новое и контролировать запасы.
Подобная конструкция рефлекторных напряжений отражает происходящее в сознании и в жизненной ситуации человека, когда он вступает на путь разумных преобразований. Он использует привычную схему взаимодействия с новым. С одной стороны, хочет сохранить свое мировоззрение, с другой стороны, хочет попытаться построить перспективу будущего.
Приходя к устремленности разумно организовать свой внутренний мир и взаимоотношения, человек на уровне реального сознания ощущает откровенный страх, когда пытается наблюдать всю полноту жизненного процесса и оценивать лучшее относительно главного для себя и своей жизни. Внутри себя он ощущает необъяснимое противление этому.
Он стремится совершенствовать организацию своего жизненного процесса, достигает снижения уровня внутренней напряженности, ищет возможность изменений к лучшему по жизненным связям. Но все заканчивается либо устремленностью отыскивать худшее в уже имеющемся, либо забывает оценивать всю полноту последствий производимых им изменений на существующее в себе и в жизни. Вместо изменений к лучшему снова оказывается под управлением системы инстинктов, от которого собственно и не уходил.
Своими попытками он ищет возможность совместить два управляющих действия. Но это не получается, так как генерации страха обязательно подавят разумный интерес. Силе больше некуда деться. Самое интересное, что сам человек при этом не производит никаких физических действий, никто его на самом деле не пугает и никакой угрозы подавиться или отравиться нет. Ведь мы отметили, что он взаимодействует с новой информацией, пытается разобраться в ней. Только делит он информацию по животному принципу на хорошую и плохую.
Когда человек сильно устает, рефлекторные напряжения расслабляются. Образуются откатные состояния. Человек ожидает признаков отравления или удушения. В сознании действиями контрольной системы инстинктов зарождается чисто физиологический страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться бесконтрольно опускающимся в глотку «нажеванным».
Таким образом, привычное поддержание рефлекторных напряжений заставляет человека относиться к новой информации, как к хищнику. Хотя на самом деле информация не может быть ни плохой, ни хорошей. Информация, это сообщение о наступающих или наступивших событиях. Поэтому важно научиться не пугаться и не отталкивать ее, а использовать для ведения жизни.