8 октября 2009 г.
Необходимо учитывать, что состояние ожидания наступает каждый раз, как только человек теряет инициативу в процессе мышления. В связи с тем, что вряд ли кто-то согласится с тем, что в его мышлении отсутствует инициатива, полезно понять, какую активность можно считать инициативной.
Взрослый человек в душе всегда остается ребенком, любит новые игрушки, развлечения, приключения, путешествия. Но с годами теряет важное детское качество, перестает задавать вопрос «почему?». Пока ребенок маленький, разум развивается вместе с ним. Он самостоятельно познает окружающий мир, ему все интересно и все вызывает желание узнать, «почему именно так все устроено?» На помощь приходят взрослые, потом книги, школа, институт. Животные в стае учат малышей охотиться, распознавать добычу и врагов. Взрослый человек тоже реализует инстинкт продолжения рода и передает свои знания и навыки детям.
Постепенно в сознании подрастающего ребенка формируется представление об окружающем мире, взаимоотношениях людей в нем и о себе. Эти представления носят самый общий характер, но инстинкт самосохранения подсказывает, что базовые знания получены.
Возможно, по этой причине подростки стремятся к самостоятельности, уверенные в том, что знают все. Вопрос «почему» интересует очень немногих и относится в основном к сфере будущей профессии. Взаимоотношения в коллективе определяются инстинктом самосохранения вида, общепринятыми правилами и порядками. Поэтому принимаются как данность.
Конечно, сложные ситуации возникают, и человек задает себе вопрос «почему это происходит?» Но чаще всего «почему» является сожалением о том, что неприятность случилась именно с ним. Реального ответа не приходит, ведь все в жизни создавалось хаотически. Вернее, сначала все было понятно, а потом многое пришлось принять, как положенное, установленное правилами, моралью и т. п. Поэтому найти причины и ответить себе на возникающие по жизни вопросы человек не в силах.
Даже наоборот, вопросы «почему?» его пугают, так как заставляют вновь воссоздать в сознании неопределенности в своей жизни. Все они давно превратились в неразрешимые, и вызывают только ожидание вреда и ущерба, если их тронуть. Поэтому разрешать проблемы он решается только, если к этому вынудят обстоятельства. А до тех пор пугает себя возможными вариантами развития событий, даже если давно ощущает беспокойство.
Вступив на путь разумных преобразований, человек сталкивается с необходимостью проявлять инициативную активность. Но использует привычный способ, дожидается наступления острой необходимости или просьбы о помощи. Свою готовность откликнуться на просьбу человек считает проявлением инициативы. Еще одним способом проявления инициативы считает свое желание делиться с окружающими своими познаниями в области разумных преобразований.
Таким образом, человек пребывает в состоянии ожидания просьбы и, не дождавшись ее, спешит поделиться новыми идеями с партнерами. Фактически навязывает свои знания.
Необходимо учитывать, что инициатива заключается не в том, чтобы рассказать кому-то о новых идеях. Даже если эти идеи реально нужны в данной ситуации, вряд ли они будут приняты. Сначала человеку требуется подготовиться самому и подготовить партнера к взаимодействию с новыми идеями. Новые идеи инициируют расслабление и у партнера обязательно возникнут генерации страха, когда он начнет разбираться в своих проблемах. Причину этого страха партнер увидит в человеке, который пришел к нему со своим советом. Действиями системы инстинктов в его сознании зародятся сомнения в том, что, следуя совету, он не приведет себя к ненасыщенности.
Физиологический страх за жизнь, который образуется при расслаблении рефлекторных позиций, чувство неуправляемости и жалость к себе партнер обязательно примет за страх ненасыщенности. Ему покажется, что человек за счет него получит от взаимодействия гораздо больше. В связи с чем, партнер должен быть уверен в том, что человек не ищет личной выгоды. Таковы требования системы инстинктов.
Любые попытки снижения уровня энергонасыщенности система инстинктов контролирует особенно тщательно. Поэтому человек сначала должен понять, какую пользу принесет ему данное взаимодействие и за счет чего он эту пользу обретет. Он выстраивает в сознании логическую цепочку, из которой следует, что выгоду получит не за счет партнера, а исключительно за счет снижения уровня энергонасыщенности и внутренней напряженности. Что позволит углубить взаимопонимание, согласие и образовать единство видения лучшего, и значительно облегчит их дальнейшее взаимодействие.
Одновременно человек задает себе два вопроса: «почему партнер так мучается и не воспринимает очевидного» и «чего я не понимаю, что не могут ему это доходчиво объяснить»? Устремленность к подготовительным действиям и их реализация и является примером проявления инициативной активности.
Вопрос «почему» пугает человека потому, что, управляемый установками системы инстинктов, он сразу ставит перед собой цель решить все проблемы. Но разрешить махом все сразу не под силу никому. Самое главное, что делать этого не надо. Вреда от того, что все придется перестроить заново, будет гораздо больше, чем пользы. Разумная смысловая идея позволяет человеку подходить к решению вопроса постепенно, по мере осознания происходящего и поиска возможности изменений к лучшему. Для этого в первую очередь он организует свой жизненный процесс, определяет главное для себя и своей жизни. Конечно, главным является процесс продления жизни, а значимо влияющим — все, что этому содействует. Отдельно выделяются объемы мало значительного и не значимого. Одновременно с этим человек формирует конструктивное полноценное мировоззрение, чтобы понимать причинно следственные связи происходящего и существующего в жизни и в себе самом. Определяется в наличие необходимого и достаточного.
После этого задает вопрос «почему». Этот вопрос в сочетании с представлением человека о главном для себя позволяет выделить ту конкретность, которая в данный момент больше всего мешает продлению жизни. Чаще всего это недопонимание с близкими, ведь именно они значимо влияют на процесс продления жизни.
Следующим вопросом «чего я не понимаю, чтобы объяснить свою позицию?» человек раскрывает перед собой спокойную перспективу для размышления. Ему некуда торопиться, так как своими инициативными действиями он стремится обеспечить продление жизни. В данный момент он обеспечен всем необходимым, его жизненный процесс протекает в обычном ритме. Поэтому нет смысла торопиться принимать решение, концентрировать внимание или проявлять другие генерации для поиска ответа. Таким образом, активность, направленная на продление жизни, не отнимает у человека энергию, необходимую для жизни. В связи с чем, он может инициировать себя интересом к производимому и его результатам. Проявляя инициативную активность, человек содействует продлению своей жизни.