22 августа 2009 г.
Последнее время мы говорим об избыточной энергонасыщенности, которая мешает человеку инициировать свою активность интересом к производимому и его результатам, а главное, не дает получать удовольствие от самого процесса жизни. Попытаемся понять, что способствует повышению уровня энергонасыщенности и внутренней напряженности.
В первую очередь это отсутствие единой смысловой направленности, отсутствие главного для себя и своей жизни. В этом случае главным становится то, что в данный момент привлекает внимание, чем человек занимается, к чему его склоняют обстоятельства. Система инстинктов периодически инициирует беспокойство относительно происходящего в оставленной без внимания части жизненного процесса. Человеку приходится держать в памяти много ненужной информации, волноваться о том, чтобы ничего не забыть.
Беспокойство о возможно происходящих изменениях к худшему в оставленных без внимания жизненных задачах, в собственном организме инициирует в сознании человека действиями системы инстинктов генерации страха. В связи с чем, появляется новая отдельная задача «бороться со страхом».
Следующим фактором, который инициирует генерации страха, является состояние ожидания. Ожидание лучшего всегда быстро сменяется ожиданием худшего. Не определенный в лучшем для себя человек не знает, чего он ждет конкретно. С позиции системы инстинктов любая неопределенность несет с собой только худшее. Даже если это будут изменения к лучшему, для системы инстинктов, смыслом которой является сохранение, любые изменения являются худшим.
Занятый ожиданием неизвестно чего человек не устремляет себя к познанию строения окружающего мира, жизни и самого человека. Ему нельзя отвлекаться, иначе можно упустить самое важное. Поэтому его не интересует происходящее вокруг, причины, смысл и направленность изменений, главное и необходимое для себя в будущем. Человек просто ожидает, ничего не предпринимая. Ему кажется, что нечто важное однажды придет и сразу изменит его жизнь, удача принесет ему счастье.
В своем состоянии ожидания он совсем не учитывает действия контрольной системы инстинктов. А ведь если человек не устремляет себя готовиться к непредвиденному разумным путем, не углубляет свои представления о строении природы происходящего и направленности его изменений, если не ищет взаимные зависимости с тем, что уже существует в нем и в его жизни, он не создает предпосылки для инициирования активности состоянием интереса.
Другими словами, если человек не пытается создать хотя бы общие представления о ситуации, осознавая происходящее, подготовку к встрече со случайностью берет на себя животная управляющая система, которая готовит его к борьбе.
Она снова воссоздает избыток внутренней энергонасыщенности, напряжений собранности, готовности к противоборству, устремляя к созданию запасов. Созданные запасы вряд ли окажутся полезными для налаживания взаимоотношений с непредвиденными обстоятельствами. Там, где есть устремленность к борьбе, обязательно присутствует страх оказаться побежденным.
Рассмотрим еще одну причину зарождения страха. Воссоздаваемый животной управляющей системой в инертном состоянии ожидания избыток внутренней энергонасыщенности, внутренняя собранность и готовность к противоборству обязательно должны иметь какую-либо нацеленность. Направлений для нацеленности два, это внешняя сфера жизни и внутренняя, следовательно, направлений для генераций страха тоже два. Установки животной управляющей системы воссоздают напряжения собранности против внутренней слабости, а готовность к противоборству против внешней силы. Собственная слабость и внешняя сила, это и есть те категории, относительно которых в системе инстинктов заложена реакция страха.
Страх своей слабости существует в сознании человека только потому, что животная управляющая система инициирует страх перед необходимостью выходить в злонаправленную внешнюю сферу жизни. То есть страх за себя имеет непосредственную связь со страхом по отношению к внешней силе.
В современном мире во внешней среде жизни остается все меньше сил, которые были бы направлены против человека и специально рождали в нем страх. Конечно, при условии того, что он соблюдает условия современной жизни и учитывает их, например, не переходит улицу на красный свет и не трогает оголенные провода. При этом человек не способен объяснить, почему ожидает воздействия на себя загадочных внешних сил в виде непредвиденных роковых случайностей.
Для поиска ответа стоит вернуться к инициируемым установками системы инстинктов страхам собственной слабости и внешней силы. Страх перед внешней силой в сознании современного человека постепенно уступает место страху перед своей слабостью, так как человек готовится противостоять внешней силе. Доступность информации о событиях в мире, и непонимание влияния происходящего и существующего на себя и свою жизнь вынуждает его делать это. В результате лишь инициирует очередной виток страхов в своем сознании.
Бороться со страхами бесполезно. Инициируя избыток энергии для подавления страха, человек вынужден еще сильней напугать себя. Вместо этого необходимо научиться упреждать действие животной управляющей системы. Расширяя свои представления о внешнем мире, человек может полнее организовывать свои взаимоотношения, заранее определяя необходимое, в том числе и во взаимоотношениях с людьми и обществом.
Для этого требуется устремить себя быть системно и реально полезным по своим жизненным связям, создавая на их основе взаимозависимые отношения. Взаимопонимание, согласие и единство видения лучшего позволяет силу, проявляемую людьми, системами и структурами общества, направлять заведомо на пользу. Эта сила сопутствует намерениям человека, а не оказывает противление им. Она воспринимается несущей благополучие, а значит, не рождает страх.
Таким образом, организованная полнота жизненных функций позволяет человеку не вступать во взаимоотношения, не предвиденные и не организованные заранее, в которых может проявляться сила, направленная против его устремлений и намерений. Кроме того, он достигает прогнозируемости своих возможностей, необходимых для реализации жизненных действий. Организованная жизнь, взаимоотношения в ней, условия реализации своих действий позволяет заранее узнавать, что он будет делать и в каких условиях, какие для этого понадобятся возможности.
Развивая эти возможности заблаговременно, человек упреждает необходимость повышать уровень внутренней напряженности и применять силу. Он создает условия, в которых может пребывать в естественных для себя состояниях. Что и позволяет не генерировать избыток энергии, а инициировать свою активность интересом к производимому и его результатам.