19 августа 2009 г.
Мы остановились на том, что человеку от рождения даны две управляющие системы. Животная управляющая система уже насыщена рефлекторными программами, которые представляют собой комплекс реакций, отражающих принципы взаимоотношений живого со средой дикой природы. Рефлекторные программы сформировались миллионами лет эволюции и определяют некий усредненный вариант поведения животного и человека.
Основы разума хоть и заложены в человеке от рождения, но развиваются в общении. От самого рождения окружающие люди вносят дополнения в ту картину мира, которую человек способен увидеть и осознать самостоятельно. Во взаимодействии с окружающим миром и людьми он развивает свои возможности, и одновременно сочетает их с возможностями других людей.
В процессе эволюции возможности разума дополняли возможности животной управляющей системы. Люди формировали сообщества, которые позволяли обмениваться опытом, перенимать навыки, то есть выживать. Чем шире был выбор общих возможностей, больше организовано систем и структур, тем разнообразнее становились возможности отдельного человека.
Вступая на путь разумных преобразований, устремленный быть системно и реально полезным по своим жизненным связям, человек углубляет взаимопонимание, единство видения лучшего и согласие с окружающими. В этом случае он осознанно и целенаправленно развивает индивидуальные возможности, сочетая которые с возможностями своих партнеров, способен рождать в себе возможности, недоступные даже гению.
Многообразие индивидуальных возможностей людей образует многообразие структур общества, которое оказывает свое обратное действие на каждого из своих членов. Общество инициирует в каждом из членов новые возможности. Эти свои новые возможности каждый вновь сочетает с возможностями, представляемыми ему обществом.
Так рождается многообразие межчеловеческих взаимоотношений, несоотносимое с многообразием взаимоотношений в среде дикой природы. Для жизни в среде веками не изменяющейся дикой природы хватит испытанных программ и реакций. Современной цивилизации от каждого человека требуется проявления его индивидуальных возможностей, то есть возможностей созидательных, а не потребительских.
Таким образом, становится понятно, что в человеке первично действие животной управляющей системы, инициирующее силовые возможности, а также подобные силовые способы организации и ведения жизни. Сила и ее избыток позволяет в конкретных ситуациях компенсировать не оптимальность предлагаемого рефлекторной программой решения. Другими словами оказать противление негативной непредвиденной ситуации, деформирующему действию не учтенных факторов.
Что же заставляет человека на начальном этапе жизненного пути в большей степени опираться на силовые возможности, в связи с этим, на управляющее действие животной системы, а не приводит к потребности, как можно быстрее развивать возможности разума?
Наблюдая жизнь и взросление малышей, можно заметить, что они активно опираются на возможности животной управляющей системы. Избыток внутренней активности заставляет больше двигаться и не дает возможности ребенку надолго останавливать свой взгляд и мысль на отдельных предметах, формах, ситуациях, объектах. Он еще не может осознать суть и строение наблюдаемого и зависимости, связывающие его с остальным окружающим миром. Ребенку нужно сначала очень многое изучить, ведь он только знакомится с миром, в котором ему предстоит жить.
Ребенок познает окружающий мир чисто животным способом проб и ошибок. Но постепенно его физическая активность становится чуть меньше, а внимание все дольше задерживается на отдельных предметах. Он учится находить связи и зависимости происходящего вокруг, развивая возможности разума.
И все-таки избыточность физического состояния, несоразмерная реальным потребностям в ее трате, превышает потребность в ней при реализации жизненных действий. Энергия переполняет человека и, не находя для себя выхода, вводит организм в сложную ситуацию. В связи с чем, человек вынужден тратить энергию в мышечной и эмоциональной напряженности. Разумом мышечная и эмоциональная напряженность не инициируется, она образуется только действиями животной управляющей системы через воссоздание рефлекторных программ и животных генераций.
С помощью системы инстинктов человек находит наиболее простой и доступный способ быстро истратить энергию, превратив ее в мышечную и эмоциональную напряженность. В арсенале системы инстинктов уже есть первородный страх перед внешней средой, и она подталкивает человека к движению по этому пути.
Каждый может вспомнить, как в детстве было интересно пугать друг друга, рассказывать страшные истории. С одной стороны, этот страх не приводил в отчаяние, не вводил в истерику, ведь бояться вместе не так страшно, в то же время его генерации позволяли избавиться от переполняющего избытка.
С тех пор человек освоил этот способ и, воссоздав избыток энергии, пугает себя. Для оправдания страха он находит источник вреда и опасности, чтобы воссоздать состояния собранности и готовности к противлению, готовности ко всему. Страх перед окружающим миром помогает избавиться от избытка энергии.
Опираясь на эти наблюдения, можно сделать вывод о том, что страх перед окружающим миром рождается избытком. Этот избыток энергии переполняет человека и растрачивается инициируемой животной управляющей системой программой готовности к борьбе, и не просто к борьбе, а борьбе за существование. Так человек трансформирует исходную идею борьбы за существование в игровое противоборство. Но как бы исходная идея борьбы ни трансформировалась, ее энергетическое обеспечение зависит от уровня генерации страха перед окружающим миром и всеми живыми объектами в нем.
Человек привык ощущать в собственном сознании страх. Этот страх в детстве и молодости он мог отнести к непонятному, к неорганизованности собственной жизни, неопределенности своего будущего, мог адресовать в отношении более сильных взрослых. По достижении зрелости подобных адресатов, которые можно обозначить в сознании, как источники страха во внешнем круге жизни становится все меньше.
Многое понятно и организовано, но осталась привычка. Привычка активизировать себя страхом, а также ощущать избыточность и энергонасыщенность внутреннего мира, опираясь на которую иметь гарантию готовности к жизни, открыто смотреть в будущее, заставляет человека искать источники страха. Не находя их в окружающей жизни, он переключает поиск на свой организм. Этим во многом инициирует мысли о бренности жизни, приближении ее окончания.