27 марта 2009 г. Таким образом, человек больше всего боится снижения уровня удовольствия от жизни. В связи с тем, что удовольствие ему доставляет выброс адреналина, которым сопровождается эмоциональный подъем, кратковременное расслабление и предельная внутренняя напряженность, то можно сказать, что человек боится расслабления.
Следовательно, он боится потерять возможность пребывать в состоянии покоя, спокойствия и отдыха, поддерживая мощные рефлекторные напряжения режима «экономии энергии и сдерживания активности».
Причины, по которым человек боится покидать состояние покоя, спокойствия и отдыха, являются существенными, просто так их не преодолеть. Боязнь думать о будущем, уверенность в законченности своих представлений о жизни, ощущение совершенства развития своих способностей и страх снизить уровень удовольствия от жизни – все это человек сделал своей опорой для поддержания управляемости.
Фактически – это крепкая, надежная «задняя стенка норы», позволяющая ему опереться и чувствовать себя уверенно. Вокруг себя он собрал то, что нравится, радует глаз и позволяет хотя бы временами обретать ощущение гармонии. Это дом, книги, какая-то коллекция, походы в театры, музеи, поездки.
Контрольная система инстинктов инициирует в сознании человека ощущение того, что за пределами состояния покоя его ждет беспросветная, безрадостная, скучная жизнь, наполненная необходимостью постоянно думать и что-то делать.
Сложней всего в этой ситуации человеку с проявленным чувством собственного совершенства, лидером, подавляющим своим авторитетом окружающих и ощущающим себя независимым. В его сознании система инстинктов инициирует страх перед системной инициативной активностью. Не понаслышке он знает, сколько сил и нервов требует инициативная активность. Поэтому не представляет, каким образом сможет компенсировать усталость и неудовлетворенность жизнью, если перестанет поддерживать устремленность в покой, спокойствие и отдых.
Таким образом, выйти из животного состояния покоя, спокойствия и отдыха можно только пониманием того, что пребывание в нем с возраста примерно 35-40 лет является тупиком для разума.
К этому возрасту завершается возможность развивать способности разума самостоятельно, так как человек проиграл практически все жизненные ситуации и у него появился опыт. Все, что с ним происходит впоследствии, является повторением или подобием произошедшему. Он сделал карьеру, построил дом и создал семью. Затем пытается направить свое внимание на занятия искусством, сторонними интересами, путешествует. Но через небольшой промежуток времени понимает, что все создано по образу и подобию.
Обретенный жизненный опыт помогает справляться практически со всем, что происходит в жизни, и даже давать советы другим. Но разум при этом остается без пищи, без сложной жизненной задачи. Конечно, разум постоянно проявляет устремленность к новому, но она удовлетворяется с помощью пополнения памяти. Человек потребляет информацию, и по жизни его ведет потребительский интерес.
С годами происходит естественное снижение уровня избытка энергонасыщенности и вкус к удовольствиям меняется. Рецепторы понемногу освобождаются от реализации удовольствий рефлекторных, а других удовольствий на них не моделируется. В будущее смотреть страшно, происходящее в текущей жизни не интересно, и человек продолжает жить своим прошлым. Жизнь идет вперед, в ней все меняется, а возможности разума человека, так и не решившегося оторваться от опоры на «заднюю стенку норы», остаются на уровне далекого прошлого.
Чувство собственного совершенства не покинуло его сознания, оно выражается в обиде на окружающий мир и людей, непонимании и неприязни. У него нет ни внимания, ни желания для поддержания своих представлений о жизненных процессах, простирающихся за пределы круга насущного. Это как раз те процессы, которые в молодости либо не воспринимались значимыми, либо представлялись неразрешимой неопределенностью. Он так и не приступил к решению сложной жизненной задачи.
Примером долгожительства с одновременным сохранением живости ума являются люди, которые постоянно загружают свой разум. Причем загружают не играми, в которых, в конечном счете, находят алгоритм, а реальными полезными задачами. Современному человеку для этого совсем не обязательно заниматься наукой или искусством. В основе любой работы, а значит, совершенствования возможностей разума, лежат взаимоотношения с коллегами, партнерами, окружающими людьми.
В том случае когда человек заинтересован в том, чтобы не завести себя своими же руками в жизненный тупик, он устремляет себя реализовывать задачу «продления жизни». Смысловая нацеленность «вести жизнь путем возобновления» инициирует потребность быть системно и реально полезным, то есть искать взаимопонимание и согласие по всем без исключения жизненным связям.
Жизнь не возобновится, если в части взаимоотношений человек полезен, и эта часть готова к возобновлению, а вместе со всем остальным он прижимается к задней стенке, пытаясь сохранить существующее неизменным. В таком состоянии он не сможет долго быть полезным, так как не сможет инициировать свою активность интересом.
Например, в отдельной части своих взаимоотношений человек нашел взаимопонимание, единство видения лучшего и согласие, то есть проявил более совершенные возможности разума. Система инстинктов готова позволить ему оторваться от стенки, если человек убедит ее в надежности своих попутчиков, способных при необходимости поддержать его.
Но в другой части жизненных взаимоотношений у него нет взаимопонимания. Он продолжает оставаться один, и возможностей его разума хватает только на то, чтобы оставаться прижатым к опоре и сохранять установленный жизненный порядок. Важно отметить, что под влиянием системы инстинктов человек сохраняет неизменной не саму жизненную ситуацию. Вполне возможно, что она его не удовлетворяет. В первую очередь он сохраняет неизменными возможности разума, что заставляет сохранять жизненный порядок. В итоге, в этой части жизненных связей он не находит себе попутчиков.
Конечно, система инстинктов будет ориентироваться на этот наиболее сложный для человека вариант. Важнее всего сохранение жизни. Систему инстинктов не волнуют возможности разума. Наоборот, внутренний голос человеку все время говорит о том, что он всего достиг усидчивостью, старанием, а возможности разума вообще ни при чем.
Таким образом, только охватывая устремленностью быть полезным все свои жизненные связи, человек гарантирует для себя возможность развивать и в дальнейшем совершенствовать индивидуальные возможности разума.
Что позволит при естественном снижении уровня избытка энергонасыщенности замещать моделируемое на рецепторах рефлекторное удовольствие удовольствием от использования индивидуальных возможностей разума. В связи с тем, что человек совершенствует возможности разума в процессе реализации текущих действий, он сможет гарантированно получать удовольствие от инициативной активности и от жизни в целом.