21 февраля 2009 г.
Созданное руками со временем разрушается, сколько его ни оберегай, ни сохраняй, ни восстанавливай. Оно требует постоянного вложения материальных ресурсов для своего поддержания. Созданное разумом человека никогда не пропадает. Оно обязательно остается в виде знаний, идей, достижений науки и техники, произведений искусства. В том случае когда созданное разумом устаревает в одном, то обязательно преобразуется в другом в более совершенном виде.
В обществе, где смысловой идеей является сохранение существующего неизменным, процесс познания принято отделять от текущей жизни. Большинство людей занято обеспечением себя необходимым для продолжения жизни, а познание связывается исключительно с научной элитой. Хотя на самом деле каждый человек невольно познает окружающий мир и людей, взаимодействуя с ними. Делает он это неосознанно, чисто животным способом проб и ошибок. Тем же самым методом проб и ошибок складывается его мировоззрение, которое воплощает его представления о жизни, сумму полученных опытным путем отдельных идей.
Воссоздавая конструктивное мировоззрение, человек приводит свои взгляды на жизнь и происходящее в ней в закономерный порядок. Что делает его взгляды на жизнь понятными самому себе и объяснимыми окружающим людям. Фактически в человеке происходит переоценка системы ценностей, так как временной интервал осознаваемой информации увеличивается, и становятся отчетливо видны последствия своих действий или бездействия.
Конструктивное мировоззрение наиболее достоверно отражает реальность строения мира и происходящего в нем. Оно отражает систему ценностей человека и помогает сформировать представление о главном для себя и своей жизни.
Одним из основных условий движения по пути преобразований является возобновление новизны в мировоззрении. То есть постоянное уточнение системы ценностей. Практически всю сознательную жизнь человек придерживался животной смысловой идеи сохранения, и сразу перейти к смысловой идее ведения жизни путем возобновления невозможно. Приходится преодолевать многочисленные сомнения в своих способностях вести жизнь, недоверие к возможности находить взаимопонимание и согласие с окружающими. Вопросов много, и решение каждого из них должно быть обязательно подтверждено реализацией в конкретной жизненной ситуации. Поэтому процесс переоценки ценностей, переход от ведения жизни на принципах борьбы за существование к поиску лучшего, идет долго. Практически всю оставшуюся жизнь.
До вступления на путь разумных преобразований, ведя свою жизнь на принципах выживания, человек привык больше думать о насущных вещах и обсуждать их с окружающими. Темы, касающиеся смысла жизни, мировоззрения, системы ценностей обдумывались крайне редко. Они закладывались в юности и молодости, и в дальнейшем практически не менялись, потому что не менялся уклад жизни.
Разговоры о смысле жизни человек вел только в свободное от борьбы за выживание время. Обеспечив себя насущным, образующий в состоянии крайней усталости состояние довольствования, он мог позволить себе рассуждать на отвлеченные, по его мнению, от жизни темы.
Вступление на путь разумных преобразований все меняет в представлениях человека. Обеспеченность в обществе такова, что он не выживает, поэтому главным становится не достижение объема необходимого и достаточного для продолжения жизни, а обеспечение возможности продления жизни путем ведения изменений к лучшему. Внимание человека занимают не вопросы жизнеобеспечения, а вопросы, касающиеся смысла жизни и формирования конструктивного мировоззрения. Человек научился жить, он все знает и умеет. Все последующее будет повторением или подобием ранее познанному. Поэтому перед ним встает сложная и в то же время интересная жизненная задача, не постареть и стать обузой, а совершенствовать свои навыки и оставаться полезным до глубокой старости.
Совершенствование конструктивного мировоззрения становится насущной необходимостью для ведущего свою жизнь согласно единой смысловой нацеленности. Человеку предстоит замещать управляющее действие системы инстинктов, следовательно, надо быть всегда понятным окружающим, а в первую очередь самому себе. Система инстинктов сразу заметит наличие замыслов, разногласия между намерениями и производимыми действиями человека.
В связи с этим, необходимо сверять относительно главного для себя свои мысли и поступки, касающиеся не только глобальных жизненных вопросов, но и текущих действий. Главным для вступившего на путь разумных преобразований является обеспечение возможности продления жизни. Следовательно, все, что содействует этому, человек принимает в качестве неотъемлемой части своей жизни, а остальное, как мало малозначительное или незначимое для себя. Что позволяет ему поддерживать свободным свое внутреннее состояние.
Прежде подобные вопросы даже не возникали, человек всегда придавал наибольшую значимость своим желаниям, не считаясь с желаниями других. Текущие действия привык выполнять так, чтобы как можно быстрее их завершить. Поэтому в процессе их реализации тоже придавал им наивысшую значимость и никогда не связывал их со смысловой направленностью. За него это делала система инстинктов. Выделение отдельного действия в значимое инициирует животную смысловую направленность, определяет его крайне необходимым для продолжения жизни.
Новизна мировоззрения относительно текущих действий заключается в согласии с тем, что эти действия он переводит в разряд подготовительных для реализации основного действия «продления жизни», поэтому становятся частью жизненного процесса. Он знает, если спешить расправляться с текущими делами, это приведет к повышению уровня внутренней напряженности и возбуждения. Если настаивать на своих желаниях, результат будет тот же.
При возникновении внутреннего конфликта, когда привычка или желание сталкивается со здравым смыслом, то есть человек понимает, что «завелся» и потерял управляемость, необходимо остановиться и задать вопрос: «что для меня важнее, удовлетворение данного желания или моя дальнейшая жизнь?»
Если человек понимает, что жизнь важнее, то есть ориентируется на главное для себя, он обретает возможность пересмотреть свои взгляды на данную ситуацию. Скорее всего она не является эпизодической, а представляет собой привычную потребность, идти на поводу системы инстинктов. Далее он задает себе вопрос: «почему мне до сих пор нравится находиться под управлением системы инстинктов?» Ответив на этот вопрос, он поймет, что это привычка, не думать. И обретает возможность изменить свои представления о жизни. А если человек находит системность в своих действиях, он может возобновить новизну в мировоззрении, то есть найти более общую идею, которая позволит упреждать действия системы инстинктов. Ведь нравится торопиться и настаивать на своем, это выражение устремленности к законченности, к созданию запаса. Таким образом, чтобы возобновлять новизну в мировоззрении, пересматривать свои взгляды на окружающий мир, жизнь и людей, надо иметь потребность в этом.
Чтобы иметь потребность в чем-либо, надо видеть в этом смысл, другими словами выгоду, так как система инстинктов не позволит понапрасну тратить энергию.
Чтобы руководствоваться разумным смыслом, надо захотеть изменить привычную смысловую нацеленность, инициирующую устремленность к законченности и созданию запасов на старость.
Все эти действия являются инициативными, то есть реализуемыми только по желанию самого человека.