Итак, убедившись в негативном влиянии на состояние здоровья и жизнь в целом страха ошибки, который заставляет терпеть проявления не удовлетворяющего, человек устремляет себя реализовывать задачу «продления жизни». Он пытается реорганизовать свое отношение к не нравящемуся, пытается разобраться в своем строении, в действии рефлекторных программ психики, устройстве и организации разума, физических и физиологических внутренних процессов. Человек понимает необходимость оптимизировать происходящее в себе, порядок в своем внутреннем мире и в своих возможностях.
Но привычки настолько сильны, что незаметно для себя он берется за решение сложных жизненных вопросов с излишним воодушевлением (с предвкушением). В результате начинает торопиться, и вновь оказывается под управляющим действием системы инстинктов. Установки животной управляющей системы направляют его на поиск в себе признаков слабости, ущербности, неуправляемости и неполноценности, чтобы как можно быстрей сдержать ощущение этих восприятий. Человеку хочется спрятать от себя свои слабости и страхи, а тем более не показать все это окружающим людям. Инстинкты требуют не показывать свою слабость, а то не удастся занять выгодное место у общей туши.
Под влиянием инстинктов человек ищет плохое не только в себе, но и в жизни. Возбудив программу «готовности к выташниванию» и неприятие, он стремится оттолкнуть себя, отстраниться от не нравящегося худшего, реализуя тем самым животный способ достижения лучшего, движение в сторону от худшего, негативного. Способ «отступления» помогает животному не попасть в лапы к хищнику и не съесть отраву. Животное не выбирает, что именно ему сегодня поесть, оно не стремится к оптимальности, главное, это суметь съесть ту пищу, которую удается найти, чтобы никто не отнял и не умереть с голоду. Поэтому, отступив от не нравящегося, оно ищет новое и лучшее.
Человек пытается скрыть от себя и окружающих свои слабости, неуправляемость, отсутствие проявленных в необходимой мере возможностей. Он старательно выискивает их, чтобы задавить и не показать себе и окружающим. То же самое он стремится делать по отношению к внешнему кругу жизни. Обретя животную устремленность поиска негативного внутри себя, он настраивается на противоборство с не нравящимся во внешнем круге жизни и, естественно, видит для себя лучшим уходить в сторону от худшего.
Человек всячески устраняется от проявления своих слабых по сравнению с другими черт. В связи с чем, ощущает повышенный уровень ответственности за производимое и происходящее в себе и своей жизни. Эта ответственность необоснованная, так как не все зависит от него одного. В любой ситуации оказываются затронутыми интересы многих людей, но каждого из них отличает собственное представление о «лучшем для себя». В связи с чем, людям трудно договориться между собой. Нацеленный не показать свои слабости, человек считает, что последнее слово всегда должно быть за ним. Этим он как бы перекрывает собеседникам возможность заметить его слабости.
Вступив на путь разумных преобразований, человек и здесь не забывает о своей потребности, оставлять за собой последнее слово. Он пытается всем все объяснять, втолковывать. Возможно, что он приводит правильные доводы, когда хочет помочь партнеру выйти из пассивного состояния, искренне стремится быть полезным. Но при этом не учитывает, что расстроенный партнер не в состоянии слышать даже верные мысли. Он слушает, но не слышит. В своем эмоциональном состоянии партнер не способен выделить главное для себя, поэтому может убиваться по самому незначительному поводу, посчитав его в этот момент наиглавнейшим. Диалог с ним в этом состоянии бесполезен. Его можно только подавить правотой. Но это требует дополнительных волевых усилий, и приводит к обиде партнера, который изначально хотел только одного, чтобы его пожалели.
Таким образом, реализация задачи «продления жизни» не совместима с торопливостью. Устремленный быть полезным, человек должен всегда наблюдать происходящее даже в конкретном взаимодействии несколько со стороны. Жалобы собеседника надо слушать, но не надо придавать им большого значения. Важнее всего понять, что того беспокоит реально, почему он с такой силой концентрируется на своей обиде. Ответить сразу на эти вопросы невозможно. Они требуют отдельного анализа и дополнительной информации относительно той идеи, которая является наиболее активной сегодня. Эту информацию можно почерпнуть в тексте.
Если человек к тому же свяжет жизненную ситуацию своего собеседника с происходящим по другим его жизненным связям, то обязательно увидит причину, которая вызывает столь мощную реакцию. Скорее всего эта причина будет иметь мало общего с обсуждаемым в данном разговоре вопросом. Зато человек отчетливо увидит, что тот вопрос, который беспокоит собеседника, не решен у него самого. Что поможет ему возобновить новизну в мировоззрении и представлениях о жизни, принять новую идею, и сначала реализовать ее в себе. Только после этого его разговор с партнером принесет тому пользу. Возможно, что это произойдет через несколько дней, но пользу получают оба.
Пока человек воссоздает в своем сознании модель своей жизни, совмещая ее с моделью жизни своего партнера, его организм можно сказать отдыхает, то есть работает не затрачивая энергию, а выделяя ее избыток. В то время как в тот момент, когда он пытался переубедить партнера, объясняя тому неправильность его жизненной позиции, его организм работал с максимальной нагрузкой. Надо было сделать все, чтобы партнер не заметил слабостей или незнания вопроса, чтобы свое слово стало последним. Только в этом случае человек мог погасить мощные генерации ответственности за свои слова и действия.
Наблюдение ситуации со стороны всегда позволяет найти то, что не бросается в глаза, но на самом деле является той «специей», без которой не получается оптимальности рассматриваемой картины жизни.