Вступив на путь разумных преобразований, человек периодически ощущает, что жизнь по привычке его притягивает. Причиной этому является память. Кроме обычной памяти существует память мышечная, рефлекторная и др. Многие годы человек поддерживает в сознании и теле мощные животные генерации и рефлекторные напряжения, которые стали для него естественными. Он привык, что одно плечо выше другого, один глаз чуточку прищурен, уголок рта приподнят или опущен. Все это представляется наследственными признаками. К тому же многими из этих позиций он походит на своих родителей.
Не осведомленный о строении и рефлекторных программах контрольной системы инстинктов, он не способен отличать их действие в своем сознании и теле. В связи с этим, становится не способным конструктивно, реально изменять к лучшему свою жизненную ситуацию. Родители воспитывали ребенка согласно своим представлениям об окружающем мире и людях в нем, то есть согласно своему мировоззрению. Отсюда сходство поддерживаемых животных генераций и подавляющих эти генерации рефлекторных напряжений. Сходство тем сильней, чем в большей степени совпадают их взгляды на окружающий мир.
В избыточном состоянии, то есть в состоянии ощущения силы, каждый человек обретает чувство завершенности, совершенства имеющегося в себе и своей жизни, в том числе мировоззрения. Поэтому он не ищет ничего лучшего. Его внимание всецело сконцентрировано на имеющемся в себе и своей жизни порядке, как наиболее совершенном, лучше которого во внешней среде жизни ничего не найти. Человек уверен, что незачем тратить время и внимание на наблюдение и осознание происходящего и будущего. По его прикидкам будущее должно быть таким же совершенным, как и настоящее.
В промежуточном состоянии (не предельно избыточном), человек подходит к рассмотрению устремленности к лучшему в предвкушении успеха. Его охватывает азарт. Но в предвкушении успеха и в азарте можно реализовать только короткие действия, которые заключаются в обретении нового, то есть увеличении объема накопления. Это может относиться к чему угодно, начиная от материальных потребностей, кончая духовными. Будто бы усиливает существующий вкус имеющихся у него запасов. Сладкое хочет сделать слаще, кислое кислее и так далее.
Самое главное, что в избыточных состояниях устремленности к успеху и азарта своим вниманием человек пребывает в узкой направленности той ситуации, в которой пытается добиться успеха. В попытке осознать происходящее он продолжает оставаться в круге привычного, добавляя к нему проблемы нового обретения и концентрируя на нем все свободное внимание. Не происходит ничего, кроме расширения круга «своего». Человек думает о своей новой потребности и забывает об остальном.
В том случае когда человек вступает на путь преобразований, уровень энергонасыщенности и генераций животной управляющей системы снижается, и возникают так называемые откатные состояния.
Он ощущает сильнейшую жалость к себе, так как возникает ожидание истощения, ослабления и страх за жизнь. Кроме того, человек воспринимает инициируемую животной управляющей системой потребность, сконцентрировать внимание в районе «нажеванного» за левой щекой и глотки.
Это связано с тем, что в видении человека для погашения страхов относительно невозможности сохранения запасов и имеющегося, используется рефлекторная программа удержания «нажеванного». Средняя часть левой стороны языка прижимается к плотно сжатым зубам, и давит на верхнюю и нижнюю челюсти в районе крайних (шестых) левых зубов. Этим простым действием системы инстинктов удается подавить страхи ненасыщенности, необеспеченности, ослабления и истощения.
Возникающие при расслаблении состояния жалости к себе, слабости и страха за жизнь человек рассматривает относительно существующего непорядка в своем организме и в жизни. Как только в его сознании возникает беспокойство, срабатывает установка инстинктов. Он снова стискивает зубы, прижимает к ним среднюю часть левой стороны языка, концентрируя внимание на погашении беспокойства и страха. В этот момент он стремится не отвлекаться на происходящее вокруг, не думать о будущем, о главном для себя, о полноте жизненных функций и задач, а всецело поддается животной устремленности, сохранять существующее незыблемым. В этом состоит возможность погашения страхов и беспокойства.
Даже если человек в этот момент увидит необходимым реорганизовать свое сознание и жизнь на разумной основе, попытается в таком состоянии обрести представление о лучшем для себя, то увидит это лучшее в совершенствовании уже существующего порядка, описанным выше способом. Он будет пополнять объем «своего» новыми обретениями. Своим вниманием остается прикованным к объему имитируемого нажеванного, как запаса всего в себе и своей жизни. Потому развитие пойдет по уже заложенным в его структуре направлениям, ограничиваясь пополнением запасов.
Именно поэтому человек, уже ставший в какую-то жизненную позицию в молодости (попав в желоб), видит смыслом устремленности к лучшему развитие заложенного порядка. В то время как окружающий мир развивается, изменяется внутренняя ситуация внутри человека и его партнеров, в конкретности взаимоотношений с окружающим миром и людьми в нем. Вполне возможно, что с учетом всех этих изменений надо было бы изменить саму структуру, сам порядок в сознании и жизни.
Но подчиненный действиям животных инстинктов человек не видит этого. Его внимание занято, оно сконцентрировано в пределах уже существующего. Устремленность разума к новому и лучшему реализуется путем накопления. В связи с чем, не хватает информации, относительно которой можно было бы увидеть необходимость изменения самой сути существующего в себе и в жизни в настоящее время. Увидеть для себя лучшим изменение направленности своих жизненных интересов, создать представление о главном для себя в жизни, задуматься о смысле жизни. Кроме того, подумать о форме реализации своих жизненных функций и задач, обозначить уровень и направленность своих взаимоотношений с окружающими, распределение своего внимания.
В молодости человек закладывает в основу организации своей жизни базовые, жизненные взаимозависимости, взаимосвязи, взаимоотношения, опираясь на свое мировоззрение. Формируя мировоззрение, он что-то отразил ближе к реальности, а что-то не соответствующее тому, что есть на самом деле в жизни, в самом человеке, в закономерностях его взаимоотношения с окружающим миром. Затем эти «зерна» стали развиваться, образуя направленности его жизни. Заложенное в мировоззрении желаемое, слабо отражающее реальность, развивалось вместе со всем остальным.
Но человек живет и не соотносит последствия этого развития с полнотой происходящего в окружающем мире, в своей жизни и в самом себе. Он не отмечает или не хочет видеть всей полноты развития в каждой части, каждой структуре, каждой составляющей своего жизненного процесса. Многое не понятное он привычно объясняет тем, что так было всегда. Почему так было и продолжает быть, он не знает, и скорее всего знать не хочет, потому что один вопрос тянет за собой следующий.
Не имея представления о главном, относительно которого можно было бы все рассматривать и прослеживать все зависимости, он не имеет возможности найти причины существующего и происходящего в жизни. Возникают ошибки при совмещении в сознании идей развития существующего полрядка и его изменения к лучшему.