Если рассматривать картину животных генераций и рефлекторных напряжений в целом, то можно выделить две отдельные структуры.
Животный способ контроля организации функций в организме предполагает использование всех имитируемых позиций в ротовой полости и внутреннее наблюдение путем моделирования на рецепторах глазного дна.
Животный способ контроля общей жизненной позиции предполагает использование системы генераций и рефлекторных напряжений. Удержание стойки при защите своего (своей норы) и себя самого от посягательств извне, и стойки противоборства, готовности к борьбе, готовности ко всему.
Готовность ко всему включает в себя оценку происходящего вовне периферией зрения. Поэтому обязательно отражается в видении человека. Поза «готовности к противоборству» используется как действие, противопоставляемое неопределенному или не нравящемуся, и способствующее сохранению незыблемым «своего», имеющихся в себе и в жизни запасов и избытков.
При изменении мировоззрения и расслаблении человек пытается войти в более естественные состояния. Он не находит в реальной жизни того, чего всю жизнь боялся. Но внутренний голос подсказывает, что этого не может быть. Действиями системы инстинктов в нем возникает ощущение беззащитности, которое инициируется чувством давления на себя со стороны внешней сферы жизни. На самом деле – это ощущение создают оттекающие ткани, которые становятся будто бы тяжелее. Они то и давят на плечи и грудь.
Конечно же, можно было бы всего этого не «наворачивать» в сознании, но у человека, живущего согласно смысловой нацеленности сохранять существующее неизменным от возможных изменений к худшему», нет другого способа контроля внутреннего состояния и состояния внешней сферы жизни. Чтобы охватить все существующее и происходящее в жизни в целом, требуется обеспечить себя осознанным, описывающим полноту жизни мировоззрением. Постоянно применять конструктивное мировоззрение при осознании происходящего во всех сферах жизни. Только наличие информационной базы для раскрытия жизненных неопределенностей и обретения представлений о возможных путях реорганизации не удовлетворяющего в себе и в жизни позволяет не возбуждать в себе животных страхов, против которых потом приходится использовать массу рефлекторных программ, напряжений и генераций.
Но процесс инициативной активности должен идти постоянно, а в человеке веками лет эволюции прописана устремленность в покой и отдых. Поэтому для него лучшим является убедить себя в своем совершенстве и совершенстве имеющегося, чем изменять свои взгляды, привычки. Ему кажется, что сделать свои представления о жизни более реальными и затем реализовать в своей жизни, слишком сложно и долго, возни для понимания происходящего и изменения к лучшему гораздо больше, чем получаемой от этого пользы.
Действительно, польза реализуется не в конкретном, ощутимом результате. Польза в возможности продлении своей жизни. Но человек еще не подошел к ее концу, и ему трудно оценить, насколько его собственными действиями продлилась его собственная жизнь и вообще, произошло ли это. Казалось, если бы видеть, как это происходит, иметь какой-то показатель, позволяющий однозначно судить об этом, тогда не было бы жалко ни сил, ни времени на оптимизацию информационного процесса. Но в животной системе такого показателя нет, а человек использует только животные критерии контроля.
Хотя человек и считает себя творцом своей жизни, так как принимает важные для себя решения, это далеко от действительности. На его решения во многом влияет потребность повиноваться внутреннему голосу, желание доказать кому-то или самому себе свою дееспособность, быть не хуже других. Все свои поступки он совершает под влиянием обстоятельств, поэтому судить о степени своего воздействия на свою жизнь не может. Для того чтобы что-то сохранять, его надо выделить. Так и с жизнью. Чтобы понять, как можно воздействовать на ее продолжение, надо выделить и наблюдать ее во всей полноте. Поэтому вопрос пользы от реализации своих действий можно решать только углублением знаний об устройстве организма.
Необходимо учитывать, что основной задачей самого организма является возобновление существующего, стремление организовать его функционирование как можно лучше, даже чем было заложено от рождения. Требуется лишь создавать условия для полноценного выполнения лежащей в основе его строения задачи. Другими словами, не мешать организму, заставляя его напрягаться и избыточно возбуждаться. Для этого требуется наличие конструктивного мировоззрения. Постоянное и с достаточной частотой возобновление новизны в мировоззрении и представлениях о лучшем для себя в будущем позволяет последовательно осознавать полноту функций и задач на всех уровнях и во всех сферах жизни.
К сожалению, человек сомневается в том, что ему даст конструктивное мировоззрение. Отсутствие разумной смысловой нацеленности автоматически включает нацеленность животную, все сохранять, в том числе не тратить попусту время и силы. Человек хоть и понимает разумность поставленной перед собой задачи, но ничего не может с собой сделать, оправдывая свое нежелание проявлять инициативу занятостью.
На самом деле отсутствие времени объясняется одной причиной, ошибочным представлением о главном для себя. Человек стремится успеть все сделать сам, то есть поддерживает позицию «участника» до тех пор, пока жизненные обстоятельства не заставят его остановиться и посмотреть на окружающее с более общей позиции. В том случае когда человек выбирает главным для себя продление своей жизни, то становится не простым участником своего жизненного процесса, а участником осознанным. В процессе своего участия во всех функциях и направлениях жизни он обязательно применяет внимание, тратит время и жизненную активность. Разница лишь в том, что ему не приходится реагировать, то есть опираться при выборе направленности своих обычных действий на заложенное в памяти.
Опираясь на память, человек раз за разом возвращается в случайно обретенную позицию в жизни, реагируя на обстоятельства, не учитывая, как это можно делать лучше вообще и применить в конкретности своих возможностей и условий жизненной ситуации.
Не пытаясь видеть свою жизнь во всей полноте, предвидеть направленность изменений, понимать, к чему лучше вести каждое взаимоотношение и взаимодействие, человек вынуждает себя противостоять каждому изменению в себе и в жизни. Но жизнь не стоит на месте. Как только он привыкает к прошлому изменению, наступает следующее. Организм не может не реагировать на происходящие изменения вовне. Следовательно, человек не успевает выходить из состояния неприятия, протеста, ожидания затруднений и неуспеха, как во внутренней сфере, так и во внешней.
Таким образом, у человека есть выбор. Он может либо, опираясь на главное, разобраться с происходящим и, в связи с этим, определиться относительно лучшего продолжения своих действий. Либо, используя рефлекторные состояния и напряжения, может мысленно противостоять ходу жизни. Он ничего не изменяет, а лишь делает вид, что принимает какие-то меры, то есть производит действия в своем видении. Следовательно, если человек не производит реальных полезных действий, он инициирует в себе необходимость действовать в модели мышления, в «видении жизни». Даже если ему удается достигнуть успеха в отдельном действии, то в собственном организме этот успех откликается огромными потерями.