Каждый из нас начинал, а многие и продолжают процесс познания методом проб и ошибок, переходя на метод подражания и сравнения. При том и другом методе познания было наделано много жизненных ошибок, которые восприняты были болезненно, а некоторые мучительно болезненно. Эти болевые физические и психологические ощущения были запомнены и соотнесены с процессом движения по жизни, а не с процессом выбора направления движения. В связи с этим необходимость любого жизненного движения воспринимается как несущее потенциальную возможность причинения болевых ощущений от встречи с непредвиденными событиями, от попадания в неблагоприятные условия. А воспринимается все вышеперечисленное в основном как ощущение отравления. Вот почему любая неожиданная информация вызывает отторжение, сходное с рвотным рефлексом, а так как показать такое отношение к человеку, являющемуся источником информации, считается неприличным, то мы этот рефлекс подавляем мышечным напряжением, «заталкивая» поднятую диафрагму и пищевод обратно вниз. Такое внутреннее состояние основано на физиологических программах приема пищи, которые люди научились неосознанно применять в отношении поступающей информации.
Однако поступающая информация – это не взаимодействие с чем-либо или кем-либо, это информация о возможности будущего взаимодействия. А нужно ли нам будущее взаимодействие – еще предстоит решать, да и как осуществлять это взаимодействие есть время подумать и организовать его. Только привычное неприятие ко всему новому заставляет не воспринимать информацию о будущих возможных взаимодействиях. В связи с этим нет возможности упорядочить и организовать взаимодействия, поэтому они приносят в большинстве своем состояние неудовлетворенности.
Для понимания процесса принятия решения о направлении движения по жизни до следующего взаимодействия, полезно представить процесс выбора направления движения, то есть информационную составляющую нашей жизни, состоящим из следующих фаз:
- фаза сбора информации,
- фаза познания (формирование модели происходящего),
- фаза выработки управляющей программы,
- фаза управления движением до очередного взаимодействия, фактически к новой информации.
В зависимости от метода познания мы имеем полный или усеченный цикл. При использовании метода проб и ошибок информационная составляющая практически отсутствует, остается только движение, которое состоит в убегании от разрушающего и приближении к восстанавливающему, то есть движение к еде и от хищника. При использовании метода подражания и сравнения отсутствует фаза познания: зачем размышлять над тем, что уже делают многие. Также отсутствует информационная фаза управления движением, так как все непредвиденные препятствия преодолеваются силовым путем.
Только используя метод анализа и синтеза, мы можем проходить все фазы информационной составляющей жизни полностью, что позитивным образом влияет на результаты деятельной составляющей. При этом нет необходимости отторгать новую информацию: как говорят: «Чему быть, того не миновать», так уж лучше знать об этом заранее и подготовиться к нему. Тогда вместо неудовлетворенности и неприятия, которые имеют явно выраженные болевые ощущения в системах пищеварения, мы сможем дольше находиться в состояниях удовлетворенности жизнью, то есть сможем быть более счастливыми.