Жизнь – это движение, причем движение периодическое, следовательно, циклическое. Любой цикл движения любого объекта можно рассматривать в виде двух основных фаз:
I. выбор направления движения,
II. непосредственно движение.
Выбор направления движения ведется тремя основными способами:
- перебор всех возможных вариантов;
- использование направлений, по которым двигались до него;
- нахождение своего индивидуального направления движения.
Движение происходит до того момента, пока не будет остановлено встреченным на пути другим объектом. При этом возможны следующие варианты:
- встреченный объект поглотит первый,
- встреченный объект будет поглощен первым,
- оба объекта обменяются импульсами движения и продолжат путь по направлениям отличным от первоначальных.
Следовательно, продолжение движения возможно во втором и третьем вариантах. Поэтому при выборе направления движения мы должны не использовать перебор всех вариантов. Больше подходит вариант использования направлений движений, по которым прошли до нас, так как мы знаем результаты движения по этим направлениям. Вернее сказать, мы верим в то, что знаем, хотя результаты движения в определенном направлении справедливы только для конкретного объекта, для других объектов движение в этом же направлении даст другие результаты.
Поэтому отказавшись от выбора направления движения, используя метод проб и ошибок, мы можем оставить метод подражания и сравнения для выбора направлений своего движения по жизни только с очень большими допущениями возможных ошибок, за которые отвечать придется самому.
Конечно, если жизнь представляет собой просто движение, а продление движения является продлением жизни, то самый лучший выбор направления движения – это идти по проторенным дорогам. Однако такой жизненный путь возможен только до определенного возраста, до которого каждый из нас впитывает в себя основные мудрости предыдущих поколений. Далее человек имеет возможность развивать свою индивидуальность, так как движение и жизнь имеет как внешние, так и внутренние проявления.
Разница нашего жизненного пути и пути предыдущих поколений заключается в том, что мы в отличие от наших предшественников живем в достатке, а для них целью жизни, целью движения являлся именно достаток. Развитием индивидуальности людей прошлых поколений являлся индивидуальный путь достижения достатка в жизни, после этого развитие прекращалось, и прекращалась жизнь.
Для развития своей индивидуальности необходимо взять за основу нахождение своего индивидуального движения по жизни с целью развития своих индивидуальных возможностей. Тогда жизнь, кроме простого движения, приобретает смысл – развитие возможностей познания себя и окружающего мира. Остается вопрос: «Как не попасть на первый вариант взаимодействия с встречающимися объектами?» Ответ видимо в цели движения со смыслом познания – добиваться организационными способами такого движения, такого жизненного цикла, который будет проходить с меньшим уровнем энергопотребления, чем предыдущий. В этом случае, имея уровень энергонапряженности значительно меньше, чем объекты, способные поглотить нас, мы будем чувствовать эти объекты и условия на значительном удалении, что даст возможность не бороться с ними, а используя развивающиеся возможности познания, понять, как организовать взаимодействия и с этими объектами.
Таким образом, жизнь – это движение к познанию с целью организации более свободного движения.