Окружающий трехмерный мир, который мы в состоянии воспринимать своими рецепторами, состоит из множества циклических движений, взаимодействующих друг с другом. Вся эта «масса» движений устремлена в сторону наименьшего сопротивления. Человек – продукт Вселенной, поэтому главным его устремлением является стремление к движению в сторону наименьшее сопротивление. Это и есть подсознательное стремление к удовольствию, которое наступает при расслаблении, а расслабление – при сбросе энергии, используемой на преодоление сопротивления среды. Если что-то мешает сбросу, тормозит расслабление, то это предмет для познания, изучения и организации взаимоотношений с меньшим сопротивлением, которые возможны только при условии увеличения взаимной полезности. Так как нас в основном тормозит в стремлении к удовольствию взаимодействие с окружающими людьми, то главной направленностью познания в ближайшие годы, а может и десятилетия, будет являться человек и его взаимоотношения. Причем этот человек – я сам.
Восприятие удовольствия – состояние расслабления, ощущается нашими органами чувств, рецепторами. Несвободные рецепторы, зажатые мышечными напряжениями готовности к борьбе, не могут воспринимать удовольствия, потому что не могут расслабиться. Искусственные методы расслабления дают временный результат, после которого возврат в прежнее состояние зажатости и бесчувственности воспринимается болезненно, например похмельный синдром.
Стремление к борьбе основано на стремлении к самосохранению, стремлении к сохранению жизни. В свою очередь устремленность к любому сохранению в основе своей имеет недостаток знаний о природе циклических процессов. В любом циклическом процессе существует неравномерность распределения по циклу необходимых компонентов, для сглаживания этих неравномерностей и создаются функциональные запасы, исстрачиваемые в других фазах данного цикла. На следующие циклы эти запасы не нужны и даже вредны. Но так как мы не воспринимаем некоторые циклические движения, то пытаемся создавать и сохранять запасы на многие циклы, что вступает в противоречие с законами циклического возобновления. По сути, мы всю жизнь боремся с законами природы, вынуждены отступать, то есть терпеть поражения в этой борьбе, и в связи с этим постоянно усиливать восприятие своей слабости, ущербности, и как следствие – вести борьбу с собственной ущербностью, подавляя ее ощущение. В итоге жизнь превращается в войну на два фронта: с внешними закономерностями и внутренними слабостями. На самом деле мир устроен так, что постоянно нас «выталкивает» в более легкие условия существования, которые становятся легкими после того, как мы применим возможности познания и на их основе организуем эти условия.
В этом и заключается главная полезность любого человека – в познании новых свойств и возможностей себя, людей и окружающего мира, в создании на основе этого более комфортных условий жизнедеятельности, используя которые мы можем развивать свои разумные возможности для дальнейшего познания. Стремление «уйти» от общих закономерностей вышеописанного цикла жизни – это попытка «создать» законы природы для себя лично. Отделить себя высоким забором, затененными стеклами и недосягаемыми должностями невозможно, так как закономерности функционирования жизни на основе получения удовольствия от расслабления находятся внутри нас, а не снаружи. Поэтому не устремленность быть полезным окружающим людям и окружающему миру – это не устремленность быть полезным себе, нежелание продлевать свою жизнь. Попытка сохранения жизни – это попытка нарушить закон природы, закон циклического движения энергии. Надежда продлить свое существование за счет создания большого запаса похожа на иллюзию того, что купив дорогую большую машину, ты купил себе дорогу.
Иллюзия построить жизнь на запасе – это главное заблуждение, которое не дает возможности твердо опираться на свои собственные ноги. Любая иллюзия, любая вера во что-то закрывает возможность быть реалистом, твердо стоять на своих ногах, опираться на законы природы. Как мы не выбрасываем полезные вещи, так и мир не выбрасывает полезных людей. А для мира наша полезность не в количестве запаса, а в возможностях познавать реальность, которая основана на включении в познание все большего количества свободных рецепторов, освобождение которых дает ощущение удовольствия.