В чем же заключается середина течения цивилизации?
В поиске ответов на вопросы. В накоплении и осмыслении жизненного опыта. В обмене своим индивидуально переосмысленным опытом с окружающими людьми. А вопросы перед каждым человеком стоят примерно одинаковые: – «Как и с помощью чего достигнуть равновесности с окружающим миром?».
Человек и стал человеком, как утверждают всего лишь каких-то пятьдесят тысяч лет назад, с тех пор как смог перенимать опыт других людей, с тех пор как смог учиться не только на своих ошибках. То есть социальность человека заключается в возможности и способности приобретать чужой опыт и передавать свой.
Таким образом, основной функцией человека с тех пор стала функция передачи знаний. Только до сих пор на это у него не было достаточно времени и внимания. Причина в том, что до сей поры человек в основном был занят процессом выживания. Выживание – это предельно возможный процесс достижения равновесия с окружающей средой, с использованием всех внутренних ресурсов на пределе их физических возможностей, и за пределами возможности циклического восстановления этих ресурсов в полноте.
Поэтому именно процесс выживания не давал возможности быть открытым, откровенным. Если кто-то узнает, где и как легче добыть пропитание, то может опередить и стать сильнее, что являлось основным критерием выживаемости. Поэтому человек стал двуличным. Показывал, что готов поделиться опытом с окружающими, а за маской доброжелательности прятал замыслы. Иначе просто нельзя было жить. Приходишь с другом в магазин, а там одна пара ботинок, кто вперед схватил, тот обут. А сейчас, приходишь в магазин, а там сто пар ботинок, не знаешь какие купить. Вот тут то и нужен опыт людей, которым можно доверять.
Доверять людям известным, как показывает практика, уже нельзя. Реклама снимается за деньги, за большие деньги. Устоит ли человек перед такими деньгами, чтобы не солгать, неизвестно. Бренд подделывается. Что делать?
Конечно, пример с ботинками утрирован, но суть вопроса отражает. Доверять можно только тем людям, которые кровно заинтересованы в твоем благополучии. А человек может быть заинтересован в благополучии другого человека, только если он ему нужен, если он ему системно полезен.
Таким образом, главное для жизни – это вырабатывать и доносить новое и полезное людям, с которыми установились или устанавливаются системные взаимоотношения на основе взаимной полезности. При этом новое и полезное должно быть востребовано, для этого оно должно быть своевременным. А своевременно сформировать ответы на вопросы можно, только хорошо зная человека, у которого эти вопросы возникли. То есть вопросы должны быть предвосхищены. Что возможно только в системно функционирующих взаимоотношениях.
Какие же вопросы решает человек для уравновешивания себя с окружающей средой?
Структура человека определяется его функциями в этом мире. Функционирование возможно при удовлетворении потребностей. Потребности – это и есть вопросы. Удовлетворение потребностей, то есть действия – это ответы. Согласно известных моделей потребностей человека, так называемых пирамид потребностей, человек стремится удовлетворять потребности физиологические, социальные и, в конечном счете, разумные.
Опираясь на понимание того, что любая потребность является вопросом согласия со средой обитания, становится понятно, что перечень вопросов и ответов – действий, стоящих перед человеком можно соотнести со следующими потребностями (см. схему):
Что это? – слияние – потребность схватить и убежать.
В стандартной пирамиде потребностей Маслоу потребности физиологические и в безопасности разделены между собой на разных уровнях. Представляется целесообразно разделить каждую из этих потребностей на две части и объединить полученное на разных уровнях по принципу действий, направленных на их удовлетворение.
Из чего состоит это? – расщепление – потребность в обустройстве.
Здесь и применяется вторая часть потребности в безопасности, а также не вошедшие в первый уровень физиологические потребности.
Как организовано это? – структурирование – потребность в конструировании, выращивании и разведении.
В стандартной пирамиде Маслоу третий уровень отведен потребности в любви и принадлежности к социуму. Предлагается сначала опереться на то, что необходимо что-то делать для того чтобы социум принял в свои ряды, а люди проявляли какую-то любовь.
С чем взаимодействует это? – согласование – потребность в создании условий.
Потребность быть полезным, договариваться, высказываться, потребность чтобы слушали, потребность заинтересовывать в себе, быть признанным, что дает улучшение условий жизнедеятельности.
Почему здесь это? – моделирование – потребность в предвидении.
Она основана на наблюдении гармонии, равновесности процесса. Для этого необходимо смоделировать всю полноту рассматриваемого процесса. Эстетические потребности, упоминаемые в стандартной пирамиде потребностей, являются прообразом, тренировкой наблюдения гармонии жизненных процессов.
Зачем здесь это? – осмысление – потребность в изменении к лучшему.
Стремление к новизне и самопознанию, потребность в идеях позволяющих делать жизненный процесс более экономичным, значит более точно возобновляемым.
Что лучшее, полезное несет это? – движение – потребность продления жизни.
К этому добавит просто нечего. Самая главная выгода, самый главный интерес.
Исходя из этой схемы и комментариев к ней, полная реализация, именно полная, всех жизненных потребностей обязательно приводит к необходимости реализовывать потребность в самореализации, потребность в творчестве. Взаимодействие без применения творчества, на основе общепризнанных норм и правил поведения, в изменяющемся мире не даст возможность поддерживать гармонию с ним. Мир изменяется людьми, и лишь установление гармонии с ними позволит удовлетворить все семь уровней потребностей. А это возможно только в случае реального участия в жизни окружающих людей.
В чем же видится такое участие? Естественно не в поучении и не в критике их жизни. При внимательном рассмотрении в этом нет нужды. Жизнь любого человека – это гармоничное равновесие его с окружающей средой. Не позволяет видеть эту гармонию только стремление либо ничего не делать, либо делать с напором, поспешно. Понимание достаточности необходимого для собственной жизни дает возможность не торопясь рассмотреть все процессы, происходящие в жизни любого человека, не концентрируясь на всплесках эмоций в его поведении. Тогда и будет видно, что любой человек находится в гармонии с окружающим миром и окружающими людьми, то есть своими действиями уравновешивает их действия.
Вопрос не в равновесности и гармоничности жизни, а в том уровне энергопотребления, на котором эта равновесность достигается. Не превышает ли расход энергии возможности вырабатывать ее организмом, и хватает ли оставшейся энергии на восстановление организма? Учитывая тенденцию к уменьшению с возрастом энергонасыщенности организма, первостепенной задачей становится нахождение идей, которые позволят достигать равновесности, то есть гармонии с внешним миром на более низком уровне энергонасыщенности.
Тогда нет необходимости в критике и поучениях. Можно просто описать ту гармоничность, которую человек достиг своими действиями, и предложить идею более экономичного достижения той же гармонии.
Непонимание гармоничности жизни других людей приводит к тому, что на любое действие и даже бездействие с их стороны включаются механизмы инстинктивного реагирования, потому что негармоничный процесс, в своем стремлении к гармонии, к равновесности, может что-то отнять в нашем жизненном процессе. Поэтому негармоничных людей мы инстинктивно опасаемся. Это приводит к неприятию, несогласию и, в конечном счете, к борьбе с неудовлетворяющими проявлениями со стороны другого человека. Только общепринятые нормы и правила поведения не дают возможность набрасываться на окружающих людей за то, что нам не нравится их поведение, а уж если не нравятся действия по отношению к нам, то тем более. Хотя при этом реакция наброситься сохраняется, она только «придавливается» нормами, правилами и этикетом.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для продления перспективы жизни в зрелом возрасте становится самым выгодным и самым главным делом формирование вокруг себя «своего социума». Строительство взаимополезных отношений с окружающими людьми. Не на основе главенства и подчиненности, а на основе востребованности своих возможностей видеть гармоничность жизни и пути снижения уровня энергонасыщенности этой гармоничности, для продления жизни. А так как гармоничный, равновесный процесс имеет множество составляющих процессов, то наблюдение и нахождение лучшего в таком множестве процессов требует определенного количества наблюдателей – партнеров.
Для этого необходимо пересмотреть накопленный опыт и привычки, полученные в процессе воспитания детей и организации прежних взаимоотношений с людьми. Силовая, требовательная линия взаимодействия уже не пройдет. Тем более, что она не экономична, так как не дает увеличения уровня внутренней свободы.
Для решения разумных вопросов нужны разумные состояния, состояния способствующие раскрытию возможностей разума.
Мы всю жизнь формируем внутренние состояния в основном бессознательно. В зависимости от способа поиска ответов мы формируем либо состояния борца, либо хитреца, либо творца.
Состояния борца и хитреца позволяют только ждать вопросов, а уже дождавшись искать решения. Однако в процессе ожидания накапливается большой избыток энергии, который возбуждает сознание и никак не повышает возможности разума. Поэтому выгодней формировать вопросы самому. Для этого и необходимо самому осознанно формировать внутренние состояния.
Принцип осознанного формирования внутреннего состояния состоит в повышении уровня внутренней свободы, по сути, в избавлении организма от избытка энергонасыщенности. Энергия вырабатывается на решение жизненных вопросов.
Не направляя энергию вовне, на полезные действия, она становится избытком внутренним, так как постоянно вырабатывается и не тратится. От этого возникает необходимость задействовать излишки энергии во внутренних процессах. Можно найти неудовлетворяющее в себе и поддерживать его нейтрализацию, как бы заперев его в «мышечную клетку», создав пространство тела, заблокированное мышечными напряжениями до бесчувственности. На это и будет уходить вырабатываемый избыток.
При отсутствии необходимости в выработке этой излишней энергии, происходит ее сброс. «Мышечная клетка» остается без энергии и открывается, а там неизвестно что, но то, что в нашем понимании вредно для жизни. Начинает вырабатываться избыток для борьбы с внутренним врагом.
С другой стороны, если понять, что внутри «мышечной клетки» ничего вредного для жизни нет, то остается неиспользованным избыток энергии. Это приводит к необходимости найти «врага», неважно где – внутри или снаружи.
Если энергия не перенацеливается вовне, то постепенно вся борьба уходит внутрь организма. Так ощущение своей слабости и ущербности перед огромным и непонятным окружающим миром переходит в ощущение ущербности собственного строения. А причина проста, некуда использовать энергию познания, а попытки использовать ее для борьбы с окружающим миром, с возрастом не приносят никаких положительных результатов.
Только перспектива жизни даст возможность не чувствовать себя ущербным.
Перспективу дает востребованность.
Востребованность напрямую зависит от развития востребованных возможностей разума.
Возможности разума развиваются при осознанном формировании внутренних состояний.
Внутренние состояния формируются осознанно для развития возможностей разума уменьшением избытка энергонасыщенности.
Избыток энергонасыщенности уменьшается за счет познания жизни.
Познание жизни возможно при системном полезном взаимодействии с окружающими людьми.
Системное взаимодействие возможно при условии востребованности проявленных возможностей.
Цикл замкнулся.