Люди, объединившись в сообщества, смогли достигнуть более низкого уровня энергетической равновесности с окружающим миром. И достигнуто это было путем преобразования внешней среды. Однако процесс преобразований шел неравномерно. Разум и познание включались в основном после того, как не оставалось возможностей противостоять внешним проявлениям с помощью силы.
Эта неравномерность остается до сих пор. Один деятель дарит полуостров, другой возмущается через два поколения, а сам предлагает повернуть реки вспять. Через поколения придется не только возмущаться, природа не простит бездумных действий.
Так и происходит процесс познания, сначала методом проб и ошибок, затем попытка силой удержать достигнутые случайные результаты. Только потом подключают ученых для установления закономерностей, для познания свойств и возможностей процесса. Поэтому в новостях сначала передают новости политики, то есть силовой составляющей, и лишь потом, а то и вообще в конце, новости науки.
Закономерное уменьшение энергонасыщенности, в том числе растрата энергии на бездумные силовые действия, приводит к единственно возможной альтернативе обустройства жизни – к познанию разумом. Люди давно подметили, что сила и разум находятся в обратно пропорциональной зависимости. «Сила есть, ума не надо».
Следовательно, для развития возможностей разума необходимо снижать силовую и энергетическую составляющую. Однако система инстинктов просто так не позволит это сделать. Система инстинктов управляет энергетическими и силовыми возможностями организма. Система управления основана на реакциях на внешние воздействия, отобранных в процессе эволюции методом проб и ошибок. Причем отбор реакций был самым жестким – «пан или пропал». От этого осталась вредная привычка – “либо так, либо никак”.
Заменить реакции можно только приблизительно таким же отбором, единственно, что отбор можно организовать не таким жестким, во-первых, а во-вторых, не на основе метода проб и ошибок, а на основе познания законов функционирования.
Тем более что уровень выживаемости в развитых странах давно преодолен и превышен намного, что позволяет не торопиться при ведении разумных преобразований жизни.
Таким образом, мы вступаем в фазу разумного управления эволюцией человека, и видимо всего окружающего нас мира.
На повестке дня поиск равновесности во взаимоотношениях людей. Та сила, с которой человек сопротивлялся внешнему миру, была гораздо больше, чем силы противления во взаимоотношениях людей. Обустройство внешнего мира и снижение общего уровня энергонасыщенности организма, позволило почувствовать неравновесности между людьми.
Основой выявленной неравновесности является непонимание себя и своей жизни. Жить хочется, а как неизвестно. Одно понятие – хорошо. Но как добиться этого хорошо? Самый «простой» способ – жить, как все. Но как вообще все невозможно, тогда как «все свои». Причислил себя к какому-то воображаемому кругу, и копируй общие для этого круга способы жизни. Тем более средства массовой информации помогают в этом. Объясняют, что принято носить, куда ездить и тому подобное.
Но индивидуальность остается в каждом человеке, поэтому точно скопировать усредненные действия не удается. Тогда начинается доказательство правильности ведения жизни, мысленно и в диалоге с окружающими. Так как критериев правильности не выработано, то доказательство ведется «от противного» – показать, что неправильно делают окружающие.
Если не переходить к критике окружающих людей, то своя непохожесть может начать казаться проявлениями болезненности. Если я не путешествую каждый год, значит, у меня нет сил для этого, может быть это болезнь? Эта мысль еще более усилит стремление быть как все, чтобы не выделяться. Заметный и больной, значит слабый, подвержен неприятностям.
Выход один – найти общее, что объединяет всех людей, тем более тех, с кем поддерживаешь взаимоотношения. Общее – это стремление жить свободно. А вот пути к свободной жизни могут быть разные. Можно строить свободу, можно искать ее. Более экономично строить, потому что не надо бегать «из угла в угол».
Человечество – как река, «течет» в сторону большей свободы, в сторону реализации своих возможностей, в сторону познания себя и окружающего мира. На пути течения этой реки встречаются узкие места, где весь поток движется с одинаковой скоростью. Встречаются широкие долины, в которых течение неравномерно, а по берегам вообще образуется застой и болота. Причем в состоянии застоя пребывает большая часть «водной» массы.
Каждая «капелька воды» имеет свободный выбор – оставаться в заводи или выплывать на середину течения. И не надо никому ничего доказывать.