Терпение

Автор: | 26/05/2008

Иерархия потребностей или, как ее называют, пирамида потребностей известна давно. В обобщенном виде психологи выделяют следующие основные потребности в порядке возрастания уровня сложности их реализации: физиологические или органические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребность в уважении или почитании, познавательные потребности, эстетические потребности, потребность в самоактуализации.

По сути, какой уровень в пирамиде потребностей контролируется человеком в данный момент, тот является для него главным на данный момент. До какого уровня потребностей просматривает человек свое будущее, на такой ступени развития он находится в настоящий момент. И лишь от него зависит, двинется он дальше или остановится на этом этапе развития.

Но наша человеческая структура не дает возможности останавливаться в развитии. В результате мы вынуждены испытывать состояние неудовлетворенности неизвестных нам потребностей. Неизвестных потому, что мы о них не думаем и не хотим думать.

Жить в неудовлетворенности нельзя, и мы вынуждены использовать инстинктивную программу терпения.

Терпение свойственно любому живому существу и используется тогда, когда удовлетворить потребность нет возможности, поэтому необходимо дождаться следующего цикла, в котором есть фаза благоприятных условий. В природе обязательно в каждом цикле есть фаза более благоприятных условий для каждого взаимодействия.

Неудовлетворенные потребности человека находятся в секторе взаимодействий с людьми и информацией, а не в секторе взаимодействия с природой. Поэтому ожидать цикла благоприятных условий бессмысленно, их можно только создавать самому, а по сути, эти условия есть всегда. Поэтому терпение свойственно человеку, который не хочет ничего делать для удовлетворения потребностей взаимодействия с людьми и информационных потребностей, тем более потребностей самоактуализирующейся личности.

Надо отметить, что нетерпеливый человек также продолжает терпеть, даже проявляя нетерпение. Просто в моменты нетерпения больше проявляются энергетические возможности инстинктивной программы борьбы с неудовлетворяющим. Однако то, что не удовлетворяло остается, ведь это условия, которые сам не создал, поэтому остается и терпение.

Возникает вопрос, почему в молодости, когда не хватало практически всего, терпение не было так проявлено как в зрелом возрасте? Да потому, что, во-первых, был больший избыток сил и энергии на поддержание разного рода рефлекторных генераций и напряжений, а во-вторых, и это главное, практически любая неудовлетворенность воспринималась как сигнал к действиям по удовлетворению конкретной потребности. То есть неудовлетворенность трансформировалась в перспективу деятельности.

Что же изменилось с возрастом? Во-первых нет того избытка, поэтому поддерживать генерации и напряжения системы инстинктов становится сложнее. Во-вторых, все потребности физиологического уровня и уровня безопасности практически удовлетворены и есть перспектива, что они и далее будут удовлетворяться, а потребности более высших уровней сложности либо неизвестны, либо непонятны, либо жизненный опыт показывает, что удовлетворить их невозможно. Попытка компенсировать неудовлетворенные потребности количеством тех потребностей, которые удовлетворяются проще, то есть компенсировать отсутствие самореализации, взаимопонимания, уважения и любви, количеством материальных  благ, путешествиями, развлечениями, то есть тем, что достается легко, не приводит к уменьшению общего уровня удовлетворенности.

При этом терпение не уменьшается, а увеличивается. Добавляется терпение своего неудовлетворяющего внутреннего состояния.

С годами, используя жизненный опыт, наработанный в основном методом проб и ошибок, организация условий взаимодействия с людьми повышается. Также улучшаются условия информационного взаимодействия, за счет постепенного понимания непродуктивности противления окружающим источникам информации и организации взаимодействия с источниками информации.

Организм четко воспринимает возможность понизить уровень энергонасыщенности и отказаться от необходимости поддержания неиспользуемых мышечных напряжений. Состояние организма всегда стремится к равновесности на более низком уровне энергонасыщенности с минимальными мышечными напряжениями. Тело начинает чувствовать паразитные мышечные напряжения, а психика воспринимать паразитные генерации инстинктов. Внутреннее состояние становится более не удовлетворяющим. Повышается уровень терпения.

Таким образом, даже не ведя осознанно разумные преобразования своей жизни, человек с возрастом начинает ощущать большую неудовлетворенность своим внутренним состоянием. А если человек начал вести разумные преобразования, стал организовывать удовлетворение всего комплекса потребностей, то увеличение чувствительности дает еще большие ощущения паразитных мышечных напряжений и рефлекторных генераций. Это может привести к отказу от разумных преобразований, так как повышается реализация инстинктивных программ терпения.

Что же мешает использовать неудовлетворенные потребности в качестве перспективы развития жизни, в качестве перспективы дальнейшей деятельности?

Отсутствие привычки вести диалог согласования, диалог поиска согласия, диалог поиска договоренностей. И наоборот, укоренившаяся привычка доказывать свою правоту и несогласие с доводами окружающих, в том числе и с доводами собственного организма. Причина в первоначальной постановке главной жизненной задачи. От рефлексов, от подсознания – это задача сохранения и преумножения, от разума – возобновление путем замены на более прогрессивное.

Так же и идеи. Необходимо научиться отказываться от старых идей и заменять их новыми. Тогда новая информация, поступающая от окружающих людей и от собственного организма, воспринимается как перспектива изменений к лучшему. Само изменение жизни к лучшему и есть самоактуализация. А попутно – реализация потребности в любви и уважении.

Таким образом, перспектива развития жизни в зрелом возрасте, да и в молодости тем более, – это освоение навыков ведения диалога с людьми и собственным организмом на предмет поиска согласия в решении общих взаимополезных задач. Необходимо учиться понимать людей и понимать свой организм.

Как это сделать?

 Только с опорой на то, что уже есть, а не с упором в то, чего не хватает или от чего надо избавиться. Без опоры на то, что есть, нечего менять. Остается пребывать в состоянии неудовлетворенности «тем», чего нет, бороться с «теми», кто мешает это взять, и терпеть, пока «этого» нет.

Раздел: Без рубрики