Миссия меня, как человека
Если поиск смысла и собственная миссия в жизни для кого-то покажутся слишком философскими понятиями, оторванными от жизни, то на простом языке все вышесказанное можно перефразировать так – «если не можешь ответить на вопрос: – «Зачем тебе это надо?», – то лучше не делай этого». Причем вопрос надо задавать до тех пор, пока есть возможность его задавать, то есть пока есть хотя бы небольшая неопределенность и нет однозначного ответа. Ответы: – «Я так хочу», – в зачет не принимаются, потому что не имеют смысла, то есть не несут информацию об устройстве и функционировании, причинах и последствиях предполагаемых действий. Во всем происходящем вокруг нас и в нас самих вложен смысл, то есть мысль, идея, ради которой все происходит и существует. Смысл – это причина существования и функционирования объекта или субъекта, то есть причина, по которой мы появились на свет. Миссия – это последствия, ради которых мы и живем, то есть результаты наших жизненных действий. К примеру, смысл карандаша – переход части грифеля на какую-либо поверхность, а его миссия – рисунки, чертежи и многое другое.
Наша миссия и наш смысл жизни очень похожи на карандашные – оставить след, то есть то, что в результате нашей деятельности остается. Только в отличие от других живых существ, мы способны мыслить, следовательно, мы можем, и в этом наша миссия, понять свою миссию и смысл своего существования. Это и есть наш след, который мы постоянно корректируем, уточняем, и который проявляется во всей нашей жизни. Пока мы меняем свою жизнь, не то что ее окружает, а саму суть жизни, то есть ее причины и следствия, мы выполняем свою миссию. Любой человек имеет миссию и смысл жизни, но может так и прожить, не задумываясь об этом. Это его выбор – пассивное отношение к смыслу жизни, по сути, к самой своей жизни. Вернее выполнение смысла не своего, а участвуя в смысле жизни популяции, то есть общества. Поэтому индивидуальные возможности не развиваются, а развиваются возможности «как у всех» и «лучше, чем у всех».
Может возникнуть вопрос: «Жили люди не проявляя активность к этим понятиям, и построили то, чем мы можем пользоваться, значит, они оставили след, значит, они выполнили свою миссию?». Да, смысл, который они успели освоить, в этом и заключался. Смысл обеспечить лучшие условия деятельности последующим поколениям. Другой смысл в прежние века был не доступен, так как даже если отдельные личности имели возможность жить, развивая индивидуальный смысл и индивидуальную миссию, они не могли найти партнеров по развитию, кругом могли быть только конкуренты. Причина – очень низкий уровень развития материального производства, не способный обеспечить достаточно комфортные условия для умственной деятельности. Не найдя другого смысла, люди ушли. Так шаг за шагом на смену им пришли мы. Мы уже можем производить не только условия жизни, но и саму жизнь, и не где-то, а в себе. Таким образом, смыслом существования нынешних людей является продление жизни путем продления познания. Построение условий жизни – это лишь первичная фаза жизни. Если на ней надолго «зависнуть», то смысл жизни для данного конкретного человека пропадает – он начинает выполнять смысл жизни сообщества, потому что создает условия для последующих поколений, так как сам не использует эти условия для дальнейшего развития, а использует для преумножения условий.
Заложенные на генетическом уровне мысли о том, что мы обязаны обеспечивать условия для последующих поколений, вступают в конфликт со смыслом этого обеспечения. Смысл заботы о следующем поколении заключался в том, что позже это поколение заботилось о предыдущем, а дом был общий и хозяйство было общее, поэтому заботясь о себе, родители заботились и о детях, и наоборот. Сейчас каждое поколение создает себе свое хозяйство и редко помогает по хозяйству родителей, а поэтому и дом разный и смысла в создании условий для детей нет. Главное научить их как это достигается, то есть научить «ловить рыбу», а не кормить готовой рыбой.
В этом и есть изменение миссии и изменение смысла. Конечно, с возрастом мы забываем о том, с каким трудом нам давались изменения, когда мы обучались ходить, говорить, читать, писать. А ведь этому можно было обучаться с помощью родителей и учителей. Так что же удивительного в том, что обучение познанию своего смысла жизни и своей миссии требует труда, тем более что и обучиться практически негде, надо самому составлять программу обучения и собирать учебный материал. Фактически, «Я» – это пограничный слой между прошлым и будущим, между причинами и следствиями, между смыслом и миссией. Но от этого пограничного слоя зависит быть или не быть в будущем этому пограничному слою, то есть быть или не быть востребованным этому «Я». Поэтому стремление все доделать и «почивать на лаврах», то есть заработать «безбедную жизнь» – это стремление быть ненужным этой жизни, то есть стремление к небытию.